Подростковый возраст очень важен в становлении личности: в этот период ребенок ищет ценностные ориентиры, смыслы и авторитеты, выбирает пути самореализации, активно утверждает себя в семье, в окружении в школе и во дворе. Потребность в независимости, свободе выбора и действий и в то же время в поддержке родителей сильно возрастает. Однако родители, занятые работой и домашними делами, порой могут уделять ребенку меньше внимания, чем ему требуется в этот непростой период. Им может не хватать знаний о подростковой психологии и навыков взаимодействия с взрослеющим подростком.

Как работает программа «Крепкая семья»

Предназначенная для детей раннего подросткового возраста (10−14 лет) и их семей программа «Крепкая семья» разработана для профилактики поведенческих проблем, в том числе употребления психоактивных веществ, а также укрепления родительских навыков и построения крепкой семьи. Программа внедряется в Узбекистане с февраля 2016 года в рамках глобального проекта Управления ООН по наркотикам и преступности «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами, ВИЧ/СПИДа и преступности среди молодежи посредством обучения семейным навыкам в семье».

В апреле проект обучил 40 школьных психологов и специалистов по духовно-нравственному воспитанию тому, как вести сессии с родителями и подростками. «Для меня, школьного психолога и мамы двоих детей юношеского возраста, полученные знания стали практическим инструментом, — говорит Малика Сахибджанова. — Суть в том, что мы можем в игровой, дружественной форме помочь подросткам справляться с проблемами и противостоять негативному давлению сверстников, тем самым ведя профилактику употребления психоактивных веществ — сигарет, алкоголя и других».


Сессия с подростками в школе №240 Ташкента. Фото: Евгений Сорочин / «Газета.uz».

Теперь в 12 столичных школах по субботам, после уроков, психологи ведут занятия с семьями. В течение семи недель интерактивные тренинги помогают укрепить родительско-детские отношения, улучшить понимание и доверие.

«Мы учим подростков понимать, что находишься в стрессовом состоянии, и применять средства выхода из стресса: пением, рисованием, игрой в футбол, — рассказывает Индира Мукимова, национальный тренер по программам обучения навыкам жизни в семье. — Дети и сами знают об этих средствах, но зачастую не используют их в состоянии стресса. Учим подростков понимать, почему бывает так, что родители злятся, кричат. Как выбирать себе друзей, как отказаться от первого употребления психоактивных веществ, как ставить цели и добиваться их. У родителей мы формируем понимание того, что ребенок не собственность, а личность, нуждающаяся в уважении, понимании и поддержке».

Научиться проявлять любовь

«Родителям надо уметь проявлять свою любовь и при этом ограничивать, это очень важные навыки, — подчеркивает национальный тренер программы, психотерапевт-нарколог Лилия Музаффарова. — Говорите детям о своей любви и не заменяйте добрые слова дорогими подарками. Позволяйте ребенку самостоятельно решать свои проблемы и конфликты со сверстниками безопасным способом. Задавайте больше открытых вопросов и меньше поучайте. Проявляйте справедливость, способствуйте критической оценке услышанного и увиденного».

«Очень важно прислушиваться к потребностям и интересам, уважать самостоятельный выбор ребенка в прическе, одежде, музыке и т. д. Нужно интересоваться его жизнью, знать, где и с кем он проводит время, чем занят, быть внимательным к изменениям в поведении, — говорит тренер. — Ребенок ни в коем случае не должен чувствовать, что его не любят или он не нужен».

«Нельзя игнорировать угрозу наркозависимости. Говорите на эту тему, не возбуждая при этом интерес к психоактивным веществам, объясняя вред и плохие последствия. Демонстрируя ответственное отношение к своему здоровью, родители подают позитивный пример детям», — отмечает она.

Сессия с родителями в школе №240 Ташкента. Фото: Евгений Сорочин / «Газета.uz».

Малика Сахибджанова отмечает, что благодаря проекту, интерес родителей к воспитанию детей и их психическому развитию значительно возрос. Они стали больше интересоваться проблемами своих детей и с энтузиазмом участвуют в жизни школы.

Как помочь ребенку

Лилия Музаффарова рассказала, как родители и педагоги могут помочь подростку справиться с его проблемами, остановить употребление психоактивных веществ и оказать ему необходимую помощь.

«Если педагог или родитель замечает какие-то изменения в ребенке, которые позволяют подозревать употребление им психоактивных веществ — это могут быть только первые попытки курить, употреблять таблетки или наркотики, — нужно обязательно на это отреагировать. Паника, угрозы в этих случаях не оправданы. В первую очередь, это время самому родителю, чтобы успокоиться. Лучше спокойно поговорить с ребенком о вреде и плохих последствиях употребления психоактивных веществ; держаться нейтрально, без обвинений, критики, давления, без попытки вызвать его на откровенность».

«Важен личный пример родителей — неупотребление алкоголя, сигарет. Можно использовать отсылки к личному опыту: „Когда-то я тоже это пробовал, но быстро бросил, потому что…“. Если строить беседу так, чтобы она не звучала как лекция или поучение, ребенок будет лучше воспринимать слова родителя — будто он сам задает вопросы».

«Нужно подвести подростка к итогу: „Я уверен, что ты примешь правильное решение“. Важно похвалить и поблагодарить его за то, что он открылся и доверяет родителю (педагогу). Бывает, что уже после одного разговора ребенок отказывается от повторных попыток употребления сигарет, алкоголя и других веществ».

Где требуются улучшения

Авторитет психолога в школе растет, все больше дети обращаются к нему за помощью в своих проблемах — это отмечают и сами психологи, и родители, и дети. По данным Министерства народного образования, практически все общеобразовательные школы укомплектованы психологами: из 9680 школ только в 49 должность психолога вакантна.


Подростки на сессии проекта «Крепкая семья». Фото: Евгений Сорочин / «Газета.uz».

Есть школы, где учатся 1500 детей, есть и более крупные — до 3000−4000. В некоторых школах кабинет психолога оборудован специальной комнатой, где психолог может в спокойной обстановке побеседовать с ребенком; в некоторых подобных условий нет. Ежедневная загрузка психолога — с 8:30 зачастую до 16:00, и это только по расписанию. На деле труд педагога продолжается и в свободное от работы время. И он в значительной мере материально недооценен. Как сообщили «Газете.uz» в МНО, разработан проект постановления Кабинета Министров по повышению уровня заработной платы психологов школ. Возможно, невысокие заработки — одна из причин, почему в школах не так много специалистов с дипломом психолога и большинство составляют «переученные» психологи.

Психологи отмечают недостаток утвержденных методик, которые можно использовать в работе. «Школьный психолог может столкнуться с проблемой суицидального состояния подростка. Чтобы ему помочь, специалист должен владеть методиками. Я могу искать их в интернете, самостоятельно изучать. Но применять нужно то, что утверждено Министерством народного образования и чему обучен. Этого пока нет», — говорит Малика Сахибджанова.

«Очень нужны психологические тренинги для учителей, — считает Индира Мукимова. — Чтобы дети могли полноценно получать знания, в классе должна быть психологически благоприятная атмосфера. Если учитель заходит в класс раздраженный, заведенный до предела предыдущими днями, месяцами, то толком знаний он дать не может, и дети тоже не смогут получить их. Хотелось бы отметить вклад, который внесло Министерство народного образования в реализацию проекта. Успех наших детей завтра зависит от атмосферы тепла и уюта дома, основы здорового общества — в крепкой семье».