Рост экспорта плодоовощной продукции из Узбекистана не сказывается на ценах и доступности этой продукции на местном рынке. Так на волнующий население вопрос и публикации в интернет-СМИ ответил председатель компании «Узбекозиковкатхолдинг» Тохиржон Жалилов.

«В текущем году производство плодоовощной продукции составит, по прогнозам, 24 миллиона тонн, из этого объема на экспорт планируется отправить не менее 1,5 миллиона тонн», — сказал Тохиржон Жалилов в интервью «Газете.uz».

"Из запланированного урожая черешни в 246 тысяч тонн в этом году экспортировано будет всего 30 тысяч тонн", — отметил он. Такой объем экспорта сформирован на основе заказа — в основном крупных международных ритейлеров.

Новая система экспорта

С этого года компания «Узагроэкспорт», входящая в структуру холдинга, ввела новую систему по организованному экспорту черешни. Были открыто объявлены закупочные цены, и с 1 февраля начат закуп. Проведена информационная кампания. Организованы собрания с фермерами. «Многие вначале не верили. Но мы уже 15,5 тысячи тонн законтрактовали», — говорит Тохиржон Жалилов.

По итогам закупа с 1 марта цены были объявлены на внешних рынках. В Москве и Пекине проведены презентации продукции и единого национального бренда UzAgro, под которым она теперь будет поставляться. По итогам презентаций были заключены контракты.

«Такая система внедрена впервые. Вместо стихийности и неопределенности — плановый закуп и плановые поставки, формируемые на основе твердых заказов. Иностранным покупателям нужна предсказуемость и уверенность, что в сезон у них на полках будет нужная продукция. Наши же дехкане видят, что государство гарантированно закупит выращенную ими продукцию», — отметил руководитель холдинга.

Узбекистан входит в десятку мировых лидеров по экспорту семи видов сельскохозяйственной продукции, продолжает Тохиржон Жалилов: «Мы — фактически один из регуляторов мирового рынка. В 2016 году по абрикосам мы занимали второе место, по черешне, черносливу и машу — пятое место, по хурме и изюму — третье место, по кураге — четвертое место».

Несмотря на то, что по объемам экспорта страна занимает высокие позиции, цены на узбекскую продукцию иногда в два и более раза ниже. Например, тонна черешни из Чили (это крупнейший экспортер) в 2016 году стоила в среднем 6783 доллара, из США — 6295, из Гонконга — 4259, из Испании — 3140, а из Узбекистана — всего 1772.


Черешня в упаковке под брендом UzAgro.

«При этом наша продукция может не уступать по своим качествам зарубежной, а иногда и превосходить ее. В первую очередь, потому, что речь идет об экологически чистом и органическом продукте», — отмечает председатель «Узбекозиковкатхолдинг». «У Узбекистана есть все шансы закрепиться в нише органической продукции».

Есть у страны и другие преимущества: «Черешню производят 40 стран мира. И когда у нас она созревает, ни у кого ее еще нет. И когда говорят, что мы конкурируем с Турцией или Азербайджаном, то это не совсем верно. В Турции она поспевает на 20 дней позже. Этими преимуществами надо пользоваться».

«Покупая дешевле, мы вредим дехканину»

«Своей продукцией на зарубежных рынках мы способны вытеснить продукцию других стран», — отмечает Тохиржон Жалилов. Что же мешает? «Продукцию надо уметь правильно преподносить и правильно продавать. Нужно решить вопросы сертификации, упаковки, транспортировки и многие другие. Именно над этим мы и работаем, выстраивая грамотную и прозрачную систему. Сейчас получается, что мы продаем больше некоторых стран, но зарабатываем меньше. Поэтому задача — не просто экспортировать, но и зарабатывать».

Как формируется закупочная цена? Если говорить о черешне, то «Узагроэкспорт» в этом году предложил цену примерно в 4 доллара за килограмм — это вдвое больше отмеченных выше 1,7 доллара. «Нам задают вопросы: почему такая высокая цена? Отвечу: мы должны стремиться к среднемировым ценам. Внешний рынок имеет абсолютно другую конъюнктуру. Другая покупательская способность, другие покупательские требования», — говорит глава холдинга.

«Впервые себестоимость продукции рассчитана с учетом инвестиций и прибыльности дехкан, чтобы они могли развиваться. Когда дехканин получит прибыль, когда он будет знать, сколько и какого качества продукция от него требуется, у него будет уверенность в завтрашнем дне, он сможет планировать будущий урожай, вкладывать в ее качество», — отмечает Тохиржон Жалилов.

Он подчеркивает: «Закупочная цена работает до начала сезона. После созревания урожая включается рынок, и мы на цены на рынке никак повлиять не можем. Но оговоренные с дехканами закупочные объемы идут по ценам в контракте».

«Государство заинтересовано в том, чтобы в первую очередь сделать богатыми наших дехкан. Годами скупщики стремились купить продукцию дешевле и продать дороже. Но покупая дешевле, мы вредим дехканину. На следующий год у него не будет желания выращивать эту продукцию».

Цены определялись и с учетом прибыльности экспортеров. «Но никто не верит. Потому что первый раз». В этом году цены были объявлены также для переработчиков продукции. Они учитывают цены из внешних рынках. «Наши компоты, сухофрукты высоко ценятся. И этим надо пользоваться!» — повторяет председатель холдинга. По подсчетам, от 30 до 40% урожая черешни в стране теряется при сборе, транспортировке и хранении. Задача компании — снизить эти потери.


Образец 5-килограммовой упаковки черешни для экспорта.

Аналогичная система будет внедряться по всем экспортируемым продуктам. В этом году — по косточковым культурам и винограду. В следующем — по овощам и так далее. «Сегодня из Узбекистана экспортируется 93 вида продукции. В прошлом году мы внедрили такую систему закупки по бобовым культурам, хурме и гранату — это очень хорошо сработало, мы помогли дехканам, фермерам, домохозяйствам. И мы уверены, что на следующий год этих продуктов будет достаточно. Потому что дехкане уже по-другому подойдут к своей работе. Потому что они получили реальную прибыль», — говорит Тохиржон Жалилов.

Закрепить лидирующие позиции

Одна из задач «Узбекозиковкатхолдинга» — диверсифицировать рынки сбыта плодоовощной продукции и занять еще более высокие позиции в мире. «Ограничиваться одной-двумя странами неправильно. Сегодня перед нами открываются новые рынки — китайский, корейский, европейские страны. Самый крупный рынок — китайский, куда мы впервые отгрузили бобовую продукцию и будем поставлять черешню. Огромным рынком остается Россия, и это не только Москва, как мы привыкли думать. Узбекистан расположен очень выгодно с точки зрения логистики, затраты на поставку в Санкт-Петербург и Иркутск одинаковые, надо пользоваться этим», — говорит Тохиржон Жалилов.

Серьезный вопрос — транспортировка продукции, которая имеет короткий срок хранения. Холдинг договаривается с перевозчиками, торговыми сетями, сертификационными компаниями, поскольку многие страны имеют строгие требования к продукции. Заключены договоры с авиакомпаниями «Узбекистон хаво йуллари», Korean Air и «Волга-Днепр». Таким образом, создана система, благодаря которой продукция может поставляться заказчикам всеми видами транспорта — автомобилями, по железной дороге, самолетами и кораблями. «Мы тщательно подготовились к объемам, которые мы планируем отгружать».

Еще одно нововведение в этом году — экспортные поставки упаковываются в одноразовую тару и калиброваны по международным стандартам. Тохиржон Жалилов демонстрирует картонную коробку UzAgro с черешней общим весом 9 кг, в которой ягоды расфасованы в пластиковую упаковку трех размеров — 250 г, 500 г и 1 кг.

Такая фасовка удобна для продажи в розницу — зарубежный покупатель предпочитает небольшой объем (таких упаковок в коробке больше всего), для семьи могут брать упаковку побольше. Большая коробка удобна для заказчика — ее удобно транспортировать, хранить, продукт не нужно взвешивать, а продавать товар можно прямо в ней. Черешня в такой упаковке стоит дороже, но у нее всегда есть покупатель. Для азиатских стран, где люди предпочитают покупать в развес, разработана коробка общим весом 5 кг, без индивидуальной тары.

«Деревянные ящики, упаковка фруктов в газетные листы — все это в прошлом, это не соответствует никаким параметрам. Мы привлекли иностранцев, работали с разными компаниями. Упаковка производится в Узбекистане. Провели испытания по всем требованиям к сохранности продукта при транспортировке и хранении. Все цены просчитаны и согласованы с розничными сетями и предпринимателями. Осталось решить вопрос калибровки — калибровочных мощностей по стране пока хватает только на 12,5 тысячи тонн черешни», — говорит руководитель холдинга.

Почему акцент делается на розничные сети? «В них основная масса покупателей. Только в России плодоовощной рынок оценивается в 26 млрд долларов. У одной только сети „Магнит“ 22,5 тысячи магазинов. А сколько мы привозим? В прошлом году мы наторговали с СНГ на 450−500 млн долларов, а могли бы минимум на 4−5 млрд долларов, если все сделать правильно (прогноз на этот год — 1 млрд долларов — ред.)», — отмечает Тохиржон Жалилов, который, по его признанию, в 1990-е годы «сам возил на грузовике фрукты и овощи в Россию».

«Работы еще много»

Глава «Узбекозиковкатхолдинга» повторяет: производимой в стране продукции достаточно и для внутреннего потребления, и для экспорта. Внедряемая система направлена на то, чтобы в выгоде были и дехкане, и экспортеры, и потребители, и государство. Сделать предстоит еще много.

«Не хватает технологий — шоковая заморозка, сублимация. Нужны новые сады, а на их появление уйдет не один год, нужны инвестиции. Недостаточно просто вырастить урожай, важны культура сбора, соблюдение стандартов. Каждый дехканин, экспортер должен чувствовать причастность к общему делу. Нельзя работать наугад, нужно правильно планировать. Тогда и покупатели в стране и за рубежом будут уверены, что они получат нужный товар в нужное время и в нужном объеме», — говорит Тохиржон Жалилов.

Кто виноват в неудаче бизнесменов

В завершение он прокомментировал материал Kun.uz о том, что в одном из районов Ферганской области из-за ценовой политики «Узагроэкспорта» дехканам и предпринимателям пришлось выбросить десятки тонн овощей на свалку.

Компания направила в Алтыарыкский район специальную комиссию, которая встретилась с предпринимателями и производителями и изучила ситуацию на месте. Выяснилось, что Бехзод Раимов и Уткир Хамдамов, о которых говорится в материале, приобрели в декабре 50 тонн редьки и разместили ее в хранилище для последующей продажи. При этом выброшенная продукция, снимки которой опубликованы, им не принадлежит.

Предприниматели жалуются, что намеревались экспортировать товар в Кыргызстан по 50 долларов за тонну, но минимальная экспортная цена, установленная «Узагроэкспортом», составляет 178 долларов.

«Редька — это сезонный продукт, и с появлением на рынках свежих овощей спрос на нее падает. Для экспорта это сравнительно новая культура, но объемы стабильно растут. Если в 2016 году было экспортировано 1876 тонн по средней цене 169,99 доллара за тонну, то в 2017 году — 2780 тонн, или почти на 50% больше, по 197,1 доллара. За первые четыре месяца этого года экспорт составил 2883 тонны по 184,8 доллара. Только в апреле продано 1140 тонн, в то время как в апреле прошлого года — всего 81 тонна, а в апреле 2016 года — 9 тонн», — отметил руководитель холдинга.

«Средняя цена редьки на местных рынках в сезон составляла 800−900 сумов при себестоимости производства, по данным Минсельхоза, в 650 сумов. Даже эти цифры выше 50 долларов, за которые предприниматели готовы продать редьку за рубеж. При этом они не смогли представить каких-либо документов о заключении договоров с кыргызской стороной. Все выглядит так, будто предприниматели решили выместить на нас обиду за неудачное вложение», — сказал директор «Узагроэкспорта» по маркетингу и экспорту Султон Назаров.