26 апреля коллегия Экономического суда Ташкента под председательством Равшана Рашидова отклонила апелляционную жалобу компании Unitel (Beeline) на решение Ташкентского межрайонного экономического суда от 9 февраля. Суд оставил в силе решение суда первой инстанции о взыскании с Unitel штрафа в размере 26 млрд 939 млн 774 тысяч 632 сумов по иску Государственной инспекции по надзору в сфере связи, информационных технологий и телекоммуникаций (ГИС).

Это второй случай применения многомиллиардных экономических санкций на основании постановления Кабинета Министров №318, принятого 14 августа 2000 года и теряющего силу 1 июня текущего года. В конце 2017 года штрафу в размере около 17 млрд сумов подвергся мобильный оператор Coscom (Ucell).

Штрафы на обе компании наложены за несоблюдение нормативов радиосвязи, услуги которой, как утверждают операторы, они не оказывают будучи операторами сотовой связи. Санкция применена за простои радиопередатчиков. В Beeline отмечают, что этот норматив всегда применялся к провайдерам принципиально иного вида связи.

После оглашения решения суда представитель Unitel заявил: «В 2016 году наша компания продлила до 2031 года лицензию на оказание услуг подвижной сотовой связи. Но сейчас нас принуждают отвечать по критериям радиосвязи, услуги которой мы не оказываем. Более того, приказ регулятора, которым введена данная форма отчетности, даже не был зарегистрирован Министерством юстиции, что само по себе не допускает применения на основании данного документа финансовых санкций. Мы считаем это беспрецедентным актом вольного трактования законодательства и грубого нарушения собственных регламентов со стороны инспекции».

В поддержку позиции Unitel выступил Международный союз электросвязи (структура ООН), направивший Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций официальное письмо. В нем говорится: «Что касается вопроса о применимости простоя базовой станции для определения качества оказания услуг, я хотел бы сообщить, что этот критерий не содержится в основных Рекомендациях МСЭ по качеству оказания услуг подвижной сотовой связи. Вместо этого критерия для определения качества оказания услуг подвижной связи используются такие показатели, как покрытие и доступность сотовой сети, качество голосовой связи, потеря интерактивности и т. д.».

Мнение директора Бюро радиокоммуникаций МСЭ Франсуа Ранси не было учтено истцом и судом, постановившим признать вину Unitel в простое радиопередатчиков общей продолжительностью 455 тысяч 867 минут за первый квартал 2017 года (из общей продолжительности работы передатчиков около 8 миллиардов минут за тот же период).

В пресс-службе Beeline сообщили «Газете.uz», что не исключают обжалование решения в Верховном суде, а также обращение в международные инстанции.

«Beeline, будучи крупнейшим инвестором и налогоплательщиком телеком-сектора, разочарован тем, что мнение независимых экспертов и позиция МСЭ не были приняты во внимание инспекцией. Являясь ответственным участником рынка ИКТ, наша компания заинтересована в совершенствовании нормативно-правовой базы, приведении действующих отраслевых регламентов к лучшим мировым практикам, а также в объективной оценке своей деятельности. В конце концов, ГИС ни разу не предъявляла судебных претензий к Unitel по критериям качества связи, и в ходе слушаний 26 апреля еще раз подтвердила отсутствие замечаний по доступности сервиса», — отметили в пресс-службе Beeline.

В компании сообщили, что с конца прошлого года внешний интернет-канал Beeline был расширен с 10 до 25 Гбит/с. За последний год было также запущено более 1200 новых базовых станций.

«При рекордных темпах развития Beeline вместо поддержки получает от регулятора судебные иски. Безусловно, изъятие из бюджета столь крупных сумм по столь спорным обвинениям как минимум не способствует росту капитальных вложений со стороны инвесторов», — прокомментировали в Beeline.

В компании заявили, что намерены настаивать на неприменимости нормативов простоя радиопередатчиков к операторам сотовой связи.