В прошлом году в Ташкенте было зафиксировано 1610 дорожно-транспортных происшествий, 70% из которых (1137) произошли с участием пешеходов. Погибли 190 человек, из них 70% (134) — пешеходы. Такие цифры были приведены в субботу на пресс-конференции начальника Управления безопасности дорожного движения ГУВД столицы полковника Барата Маменова.

За первые три месяца текущего года в столице произошло 309 ДТП (на 5 меньше, чем в первом квартале прошлого года), погибли 37 человек (на 2 меньше) и ранены 382 (на 5 меньше). При этом за последние полтора месяца (с 5 марта по 17 апреля) количество происшествий и пострадавших по сравнению с этим же периодом прошлого года увеличилось — 171 ДТП против 138, 27 погибших против 19 и 196 пострадавших против 163.


Всего за эти полтора месяца сотрудники УБДД выявили свыше 100 тысяч 840 (в 2017 году — 125 тысяч 735) нарушений ПДД. Из них грубые нарушения составили более 24,78 тысячи (36,55 тысячи). Зафиксировано 6220 (9110) случаев превышения скорости, 1530 (1259) — игнорирования сигналов светофора, 1320 (595) — нарушения правил стоянки или остановки, 912 (1199) — вождения в состоянии алкогольного опьянения.

Несмотря на снижение многих показателей, ситуация в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, как видно из представленных цифр, остается серьезной. Что предпринимает уполномоченная служба для улучшения ситуации? Планируются ли кардинальные меры для резкого сокращения количества ДТП? «Газета.uz» пересказывает основные моменты диалога журналистов с Баратом Маменовым.

Что делать с «трассами смерти»?

«Газета.uz» неоднократно писала о недопустимости наличия нерегулируемых пешеходных переходов на улицах с большим количеством полос. Считаем нужным вновь опубликовать видеоролик о таком переходе на улице Амира Темура в Ташкенте.

Подобные переходы в Узбекистане считаются нормой, несмотря на частые случаи наезда на пешеходов. Сотрудники УБДД обычно дежурят за переходом, штрафуя водителей, не пропустивших пешехода, но не на переходе, что более логично, если цель — обеспечение безопасности людей.

Корреспондент «Газеты.uz» задал традиционный вопрос: планируется ли что-то менять на улице Амира Темура и на похожих улицах, где пешеходу в крайне опасных условиях приходится перебегать 10−12 и более полос? Решениями могут быть установка светофоров (лучше всего), снижение разрешенной скорости на опасных участках и другие.

«Вы правы. Более 70% случаев ДТП в Ташкенте в 2017 году были с участием пешеходов, — ответил Барат Маменов. — В большинстве случаев водители превышали установленную скорость… В Ташкенте каждый случай, связанный с травмой и гибелью пешехода, тщательно анализируется, устанавливаются причины ДТП. Затем проводятся целенаправленные работы по предупреждению таких ситуаций».

Начальник УБДД продолжил: «Ташкент сейчас изучает мировой опыт в вопросе ограничения максимально разрешенной скорости. Мы подготовили предложение снизить разрешенную скорость с 70 до 60 км/ч не только в Ташкенте, но и по всей республике. Проводятся работы по обновлению „зебр“. В будущем планируем установить камеры на пешеходных переходах». Предложения оборудовать переходы светофорами и снизить допустимую скорость он не прокомментировал.

Исправление ошибок и борьба с заторами

Барат Маменов подтвердил, что металлические разделительные заборы посередине улиц, когда-то казавшиеся нужными, будут поэтапно демонтированы. «Мы дали свое предложение, в каких местах наличие разделительных заборов нецелесообразно с точки зрения безопасности. Этим вопросом занимается хокимият».

УБДД изучает ситуацию на городских улицах и готовит предложения по реконструкции участков, на которых движение организовано неправильно. Одно из таких мест — пересечение реконструированной улицы Мукими с улицей Катартал (магазин «Спорттовары»). «Эту улицу спроектировали с учетом разворота, но на сегодняшний день здесь постоянно возникают пробки. Если мы не вернем перекресток вместо разворота, граждане продолжат испытывать неудобства. Поэтому мы внесли свои предложения в хокимият».


Улица Мукими с непонятным количеством полос, металлическими разделителями и разворотами.

Закрытие перекрестков для обеспечения бессветофорного движения и их замена оттянутыми разворотами, приводящими к перепробегам, обрели массовый характер в Ташкенте в последние годы. Для решения ситуации на разворотах ставят светофоры, однако становится все более очевидным, что прежние перекрестки были удобнее и безопаснее.

О планах вернуть другие перекрестки Барат Маменов умолчал. Однако он ответил на вопрос о восстановлении кругового перекрестка вокруг бывшей площади Пушкина. Глава УБДД сказал, что не владеет информацией об этом. В свое время закрытие перекрестка привело к большой перегруженности других улиц. И сейчас водителям приходится совершать длинные объезды, чтобы доехать до нужного адреса. «Не могу сказать, откроется эта дорога или нет. С точки зрения безопасности там все организовано правильно, говорю это как специалист».

Как сообщил Барат Маменов, сегодня в Ташкенте имеется 49 перекрестков, где в определенное время суток наблюдаются заторы. Для регулирования потока транспорта сюда направляются сотрудники ДПС. УБДД видит решение проблемы в строительстве развязок и возведении надземных пешеходных переходов.

«Надземные переходы помогли разгрузить дороги — это один из лучших способов. Раньше на многих сложных участках в Ташкенте были пробки, сейчас их нет. За последние годы путепроводы были построены в трех местах города, сейчас строится путепровод на перекрестке проспекта Бунёдкор и улицы Чапаната. Мы внесли предложения по строительству надземных переходов еще на 22 перекрестках», — отметил глава УБДД.

«Газета.uz» подробно писала, почему строительство развязок и расширение улиц приводят к еще большим пробкам, и что надземные и подземные переходы приводят к ухудшению качества жизни и доступности города.

На вопрос о том, планируют ли в УБДД или республиканском ГУБДД пригласить иностранных консультантов по примеру других ведомств, например, Госкомтуризма, Минздрава, Минтруда и хокимията Ташкента, Барат Маменов сообщил, что таких планов нет.

При этом он отметил, что по мере установки новых светофоров с камерами фиксации еще на 280 перекрестках здесь тоже будут оборудованы островки для пешеходов и другие необходимые, но ныне отсутствующие элементы безопасности. Ждать осталось недолго — до 2020 года.

Пример перекрестка возле Центробанка, реконструированного при участии иностранных специалистов во время установки новых светофоров. Раньше он представлял собой огромное асфальтовое поле. Яндекс.Карты.

Запреты и их игнорирование

Ташкент славится не только длинными разворотами и заборами, но и большим количеством знаков, запрещающих стоянку и остановку автомобилей, даже на улицах с пятью полосами в каждую сторону. В условиях повсеместных запретов в городе наблюдается массовое игнорирование знаков, а в местах, где запрет приходится соблюдать, — парковка автомобилей на тротуарах, газонах и во дворах жилых домов.


Автомобили на месте пешеходного перехода.

Затрагивая этот вопрос, Барат Маменов сообщил, что УБДД продолжает ревизию знаков на предмет их актуальности. «Есть дороги с маленькой пропускной способностью. Если там не ставить знаки „Остановка запрещена“, парковка будет мешать другим автомобилям, поэтому эти знаки полностью убрать нельзя». Он добавил, что на сегодня в столице демонтированы 122 знака «Остановка запрещена» и 38 знаков «Стоянка запрещена».

Руководитель УБДД отметил, что все дорожные знаки в городе до 2021 года будут поэтапно заменены на знаки со светоотражающим покрытием. Производством знаков занимается созданное в прошлом году предприятие Uzavtoyo‘lbelgi Госкомитета по автомобильным дорогам.

В ходе недавнего открытого диалога заместителя министра внутренних дел Узбекистана — начальника ГУВД Ташкента Рустама Джураева с населением Учтепинского района столицы поднимались вопросы безопасности детей на улицах возле школ и детсадов. Говорилось об отсутствии пешеходных переходов, знаков и их плохой видимости. «После встречи мы изучили все дороги рядом со школами и дошкольными образовательными учреждениями Ташкента и приняли ряд мер в этом направлении. В Учтепинском районе устранены 15 таких проблем», — сообщил Барат Маменов.

Он посетовал на отмену занятий по Правилам дорожного движения в школах. «Раньше в школах были 17-часовые занятия по ПДД. Но сегодня их нет. Мы должны учить наших детей соблюдать ПДД с раннего возраста, повышать их правовую культуру. Сейчас в каждой школе, колледже, вузе закреплен наш сотрудник, который проводит профилактические беседы, делая акцент на обязанностях пешеходов», — отметил начальник УБДД.

Стоит отметить, что в марте сотрудники ДПС были направлены на участки возле школ, чтобы «помогать учащимся переходить проезжую часть» и таким образом обеспечить их безопасность, как сообщалось на сайте управления. Однако это продлилось недолго.


Обратите внимание на состояние улицы перед школой. Фото: сайт УБДД.

По нашему мнению, безопасность детей должна быть приоритетом и обеспечиваться не в «ручном» режиме, а за счет коренной реорганизации движения на прилегающих к школам улицах (обязательно ограничение скорости до 30 км/ч, приподнятые переходы, островки безопасности, сужение проезжей части в месте перехода улицы).

«Вместе улучшим ситуацию»

Барат Маменов поблагодарил неравнодушных интернет-пользователей, присылающих через сайт УБДД фотографии и видеоролики с нарушениями ПДД. С момента запуска сайта в начале марта от граждан поступило 535 заявлений, меры административного характера приняты к 374 водителям. «Вместе, с поддержкой общественности, мы сможем улучшить ситуацию на дорогах», — сказал он.

Фиксировать нарушения таким же образом теоретически могут и сами сотрудники ДПС, добавил глава управления. С помощью мобильных устройств они могут направлять в компьютерный центр фото- и видеоматериалы, по которым будут составляться протоколы об административных правонарушениях. Ранее ГУБДД МВД страны сообщало о планах внедрить электронные протоколы, которые позволят избавиться от бумажной рутины.

Руководитель УБДД также рассказал об устройстве для автоматического распознавания номерных знаков и фиксации нарушений «Автокон». Оно было внедрено в июле прошлого года и сегодня установлено на 50 служебных автомобилях. Перемещаясь по городу, машина с системой «Автокон» обнаруживает транспортные средства, владельцы которых не оплатили вовремя штраф, а также может фиксировать нарушения.

Другие вопросы

Барат Маменов опроверг наличие у инспекторов ДПС планов по сбору протоколов. «Инспекторам дорожно-патрульной службы не ставится требование зафиксировать определенное количество правонарушений. Это неверная информация. Никакой „палочной системы“ нет. Каждый инспектор несет службу на своей территории, и при выявлении любого правонарушения составляет протокол».

Он также опроверг появившиеся на прошлой неделе сообщения о замене номерных знаков автомобилей, подчеркнув, что знаки соответствуют международным стандартам. При этом он отметил, что для удобства граждан рассматривается возможность выдачи в будущем автономеров в центрах государственных услуг, а не только в подразделениях УБДД.

Рассказывая, как управлению удалось научить водителей грузовиков, перевозящих строительные материалы и мусор, песок и грунт, укрывать груз во избежание загрязнения улиц, Барат Маменов отметил, что после выхода распоряжения хокима Ташкента в октябре в столице были изучены 138 строительных объектов и проведены беседы с руководителями строек. Водители грузовиков с грязными колесами и нарушающие правила перевозки строительных грузов привлекались к административной ответственности.

На вопрос о том, разрешено ли гражданам других стран, посещающим Узбекистан на своих автомобилях, иметь тонированные (затемненные) стекла на машинах, Барат Маменов ответил отрицательно. Тонировка допустима только если автомобиль находится на территории Узбекистана транзитом, а для машин с узбекистанскими номерами — только если это автомобили посольств, международных организаций и отдельных ведомств по утвержденному перечню.