Проект постановления президента «О мерах по дальнейшему упорядочению внешнеэкономической деятельности и совершенствованию таможенно-тарифного регулирования Республики Узбекистан» опубликован для всенародного обсуждения до 16 апреля. Доктор экономических наук, профессор Университета мировой экономики и дипломатии Нишанбай Сиражиддинов анализирует предлагаемые изменения в таможенно-тарифном регулировании импорта и их социально-экономические последствия с учетом деятельности сопряженных/связанных отраслей и в комплексе всех проводимых экономических реформ.

Изменения в таможенно-тарифном регулировании импорта

Проект постановления по характеру предусмотренных мер состоит из двух частей. В первой части, которая включает регулирование импорта ассортимента подавляющего числа товаров, за исключением транспортных средств (легковых и грузовых автомобилей), предлагается кардинальная либерализация импортного режима. Наиболее революционные изменения предлагаются по акцизным налогам на импорт. В частности, предусматривается унификация ставок акцизного налога на подакцизные товары, ввозимые и производимые в республике, как по перечню, так и по ставкам. При этом в перечне подакцизных товаров из существующего большого их количества предлагается оставить только воду и прохладительные напитки (за исключением фруктовых и овощных соков), спирт и винно-водочные изделия, сигары и сигареты, что соответствует практике обложения акцизным налогом в большинстве стран.

Не менее важными являются и предложения по либерализации тарифной системы импорта. Большинство ставок импортного тарифа определяется по четырем знакам кода ТН ВЭД. Полностью исключены комбинированные ставки (ставка в процентах, но не менее ставки в долларах за единицу измерения товаров). Взамен существующих семи ставок импортного тарифа (0%, 2,5%, 5%, 10%, 15%, 20% и 30%) предложено оставить четыре: 0%, 5%, 10% и 20%. Если принимать во внимание, что по ставке 5% облагаются всего две позиции товарной номенклатуры импорта (нефть и нефтепродукты, а также 4-гусеничные машины весом более 20 т), фактически предлагается оставить три ставки импортного тарифа. Все это значительно упростит таможенное администрирование.

Важно и то, что в новом механизме таможенно-тарифного регулирования импорта в срок до 1 июля 2018 года предложено внести предложения по отмене льгот по таможенным платежам при ввозе товаров в республику, что будет способствовать созданию равных условий для всех хозяйствующих субъектов.

Самое важное из предлагаемых изменений в тарифной системе заключается в существенном снижении ставок импортного тарифа. Например, по ставке 0% облагаются 936 из 1221 товарной номенклатуры импорта (77% от общего количества импортных ставок), что в 1,4 раза больше, чем в существующей тарифной системе. По максимальной ставке 20% облагаются 49 позиций товарной номенклатуры импорта, тогда как в существующей ставке только по ставке 30% облагается 71 позиция.

К сожалению, по таможенному регулированию импорта легковых и грузовых автомобилей ситуация не изменилась: существующие ставки импортных таможенных пошлин и акцизного налога как были запретительными, так и остаются таковыми. По некоторым позициям ставки импортных пошлин даже повысились. Для большинства из них установлена как адвалорная ставка импортного тарифа, так и специфическая ставка в долларах США за куб. см, а также акцизный налог за куб. см. в долларах.

Влияние реформы таможенно-тарифного регулирования на экономику

Реформа таможенно-тарифного регулирования импорта окажет большое влияние на бизнес-среду и конкурентоспособность национальных производителей. Наиболее важными последствиями реформы станут, на наш взгляд, следующие:

Во-первых, принятие и реализация данного постановления приведет к формированию конкурентной среды практически на всех товарных рынках страны, за исключением рынка автомобилей. Это, вместе с предусмотренным в проекте Концепции налоговой реформы на 2018−2020 годы упразднением налога на прибыль, направляемую на расширение производства, станет мощным фактором стимулирования роста конкурентоспособности отечественных производителей путем модернизации производства, расширения ассортимента, снижения себестоимости и повышения качества выпускаемой продукции.

Во-вторых, кардинальное снижение ценовых искажений путем снижения таможенных платежей повысит эффективность распределения и использования ресурсов в экономике. В отсутствие ценовых искажений материальные, финансовые и трудовые ресурсы будут направляться в те отрасли экономики и виды производств, где страна имеет или потенциально может иметь сравнительное преимущество. Это максимизирует отдачу от имеющихся факторов производства и позволит активно и эффективно участвовать в международном разделении труда, что выступает важным фактором роста благосостояния народа.

Конечно, в результате снижения/упразднения таможенных платежей и снижения цен импортных товаров на внутреннем рынке неконкурентоспособные предприятия, функционирующие благодаря высокому уровню импортного протекционизма, могут стать убыточными и закрываться, а используемые на них ресурсы будут перераспределяться в пользу других, более эффективных предприятий. В краткосрочной перспективе это может вызвать структурные издержки в экономике. С другой стороны, либерализация импортного режима и формирование конкурентной среды вынуждает производителей модернизировать производства и снижать издержки, направлять ресурсы в производство тех товаров, где страна имеет сравнительное преимущество, эффективно участвовать в международном разделении труда и получать выигрыш от международной торговли.

В-третьих, устранение искажений цен путем снижения уровня импортного протекционизма означает смещение экономических стимулов предприятий в сторону экспортоориентированного развития (более подробно эта взаимосвязь рассмотрена в статье Бехзода Хошимова). Это будет способствовать наращиванию экспорта, тогда как высокий протекционизм и более высокие цены товаров на внутреннем рынке по сравнению с их ценами на внешнем рынке снижают стимулы к экспорту. Какой же смысл экспортировать товар, если на внутреннем рынке его можно продать по более высокой цене?

В-четвертых, расширяется доступ для местных производителей к сырью, запасным частям и промежуточным материалам по цене не выше мировой, что снизит себестоимость выпускаемой продукции и повысит конкурентоспособность местных производителей на внутреннем и внешних рынках.

В-пятых, либерализация импортного режима существенно снизит стимулы к теневому импорту и уменьшит его объемы, увеличит поступления в государственный бюджет за счет расширения налогооблагаемой базы, увеличится ассортимент предлагаемых товаров и у потребителей появится значительно больше выбора для удовлетворения своих возможностей.

В-шестых, существует прямая положительная корреляция между открытостью экономики и притоком иностранных инвестиций: чем выше уровень открытости экономики, тем выше, при прочих равных условиях, и приток иностранных инвестиций. Следовательно, принятие и реализация предлагаемого таможенно-тарифного регулирования импорта станет важным фактором ускорения структурной перестройки экономики и создания дополнительных рабочих мест вследствие увеличения притока иностранных инвестиций.

В-седьмых, в последнее время, в связи с увеличением разрешенной суммы ввоза товаров физическими лицами из соседних стран, наблюдается массовый ввоз импортных промышленных товаров, особенно бытовых электронных приборов, из Казахстана и Кыргызстана. Это уменьшает спрос на продукцию отечественных производителей аналогичных товаров на внутреннем рынке. Помимо всего прочего, простаивание в долгих очередях на таможенных постах соседних стран унизительно.

Несомненно, главная причина этого — высокий уровень сложившегося налогового бремени и импортного протекционизма в Узбекистане. В частности, в Казахстане и Кыргызстане ставка налога на добавленную стоимость составляет 12% против существующей 20% в нашей стране. Ставки импортных таможенных пошлин в этих странах также существенно ниже, чем в Узбекистане. К тому же, у нас необоснованно широко применяется обложение высокими ставками акцизных налогов отечественных и, в еще большей степени, импортных товаров. Как результат всего этого — цены многих торгуемых (участвующих в международной торговле) товаров в этих странах существенно ниже, чем у нас.

По этой причине только принятие и реализация предлагаемой Концепции налоговой реформы и либерализации импортного режима смогут решить эту проблему наиболее эффективным способом из всех возможных альтернативных инструментов, так как это как раз те инструменты, которые направлены на устранение причины проблемы, а не на борьбу с ее последствиями.

Что касается установления запретительного уровня таможенных платежей на импорт автомобилей, то следствием этого станет сохранение монопольного положения отечественных производителей автомобилей на внутреннем рынке со всеми вытекающими отрицательными последствиями. С одной стороны, у производителей нет и не будет стимулов к повышению качества своей продукции и снижению ее себестоимости. Более выгодная стратегия для них — увеличение прибыли путем ограничения предложения автомобилей на рынок и повышения их цен под различными предлогами. С другой стороны, более высокие цены автомобилей на внутреннем рынке по сравнению с их ценами на внешнем рынке дестимулируют экспорт автомобилей, и в этих условиях только административные меры вынудят производителей экспортировать часть своей продукции, что является неэффективным инструментом экономической политики.

От сохранения запретительного уровня таможенных платежей на автомобили проигрывают и наши потребители, и государственный бюджет, и экономика в целом. Потребители проигрывают потому, что у них нет и не будет возможности выбора на рынке автомобилей, и они вынуждены переплачивать монополистам за приобретаемые автомобили, снижая свое благосостояние. Поскольку приобретение автомобиля по завышенным монопольным ценам «съедает» значительную часть доходов и сбережений населения, следствием этого является уменьшение спроса населения на другие товары и услуги, и его инвестиций в экономику. От этого несет убытки и государственный бюджет в виде недополученного налога на добавленную стоимость и тарифов по разумным ставкам на импорт автомобилей. Но самое главное — высокий уровень импортного протекционизма работает против самой отрасли автомобилестроения с точки зрения долгосрочного развития, снижая стимулы к постоянной модернизации, повышению конкурентоспособности и экспортного потенциала.

По результатам переговоров по вступлению Узбекистана в ВТО, вероятнее всего, нам придется снизить уровень импортного протекционизма на внутреннем автомобильном рынке. В связи с этим было бы целесообразно начинать постепенное снижение таможенных платежей на автомобили в целях формирования конкурентной среды. Такой подход позволяет минимизировать структурные издержки в процессе либерализации импорта автомобилей и дает возможность производителям адаптироваться к новым условиям.

Либерализация импортного режима и конкурентоспособность национальных производителей

Со стороны некоторых экспертов в СМИ высказывается мнение о том, что снижение уровня таможенных платежей и соответствующее снижение цен на импортные товары приведут к снижению конкурентоспособности отечественных производителей по сравнению с импортными аналогами. Следствием этого, считают они, может стать увеличение импорта и банкротство предприятий, конкурирующих с импортом.

Однако важно отметить, что установление высоких налогов на импорт чаще всего является результатом лоббизма отдельных групп населения и не имеет ничего общего с защитой отечественных производителей. Об этом свидетельствует, с одной стороны, предоставление большого количества льгот по уплате установленных высоких таможенных платежей для отдельных хозяйствующих субъектов и высокий уровень теневого импорта.

В частности, как отмечается в самом проекте постановления «только за 2017 год вследствие применения льгот по налогу на добавленную стоимость на ввезенные товары, поступление в Государственный бюджет Республики Узбекистан составило менее 25% от начисленного к взысканию». Вследствие применения льгот по импортному тарифу и акцизному налогу на импорт эта цифра окажется еще выше.

С другой стороны, высокий уровень импортного протекционизма по отношению к продукции одних отраслей экономики неизбежно приведет к увеличению затрат и снижению конкурентоспособности других, смежных отраслей экономики. Например, высокий уровень защиты производителей ткани от импорта приводит к снижению конкурентоспособности швейной промышленности. Высокая защита производителей сельскохозяйственной техники от импортной конкуренции увеличивает издержки сельхозпроизводителей и снижает их конкурентоспособность. Высокие таможенные платежи за импорт грузовых автомобилей приводят к росту их внутренних цен, увеличению транспортных затрат для производителей всей экономики и снижению их конкурентоспособности. Высокие импортные платежи на готовые товары народного потребления повышают как их цены, так и стоимость рабочей силы и снижают благосостояние народа. Не думаю, что такие последствия высокого уровня импортного протекционизма могут быть целью экономической политики правительства. И как правило, потери экономики от протекционизма превышают выигрыши тех отраслей экономики, которые защищены от импортной конкуренции.

На проблему защиты отечественных производителей надо смотреть шире, с учетом всех осуществляемых реформ в экономике и их влияния на конкурентоспособность предприятий. Отрадно, что правительство вместо использования таких неэффективных инструментов защиты отечественных производителей, как валютное рационирование, установление высоких импортных пошлин и акцизов на импорт и т. д., начинает использовать более тонкие и эффективные инструменты защиты отечественных производителей и роста их конкурентоспособности.

Уже введена свободная конвертация национальной валюты по счету текущих операций, и это оказало огромное влияние на снижение транзакционных издержек бизнеса, уменьшение коррупции и теневого сектора, способствуя росту конкурентоспособности производителей. Углубляются реформы в банковской сфере, направленные на расширение доступа хозяйствующих субъектов и населения к кредитным ресурсам, что тоже важный фактор защиты и роста конкурентоспособности отечественных производителей. Утверждение предложенной Концепции налоговой реформы, являющейся, по мнению многих экспертов, одной из самых прогрессивных налоговых систем в Центральной Азии и СНГ, позволит существенно снизить налоговое бремя для производителей. Это тоже значительно повысит конкурентоспособность отечественных производителей, стимулируя ускорение процессов модернизации производства, формирования цепочек добавленной стоимости, специализации и укрупнения производства.

На очереди — практическая реализация утвержденной Концепции административной реформы, которая направлена на повышение качества предоставляемых государственных услуг и снижение транзакционных издержек бизнеса. Дальнейшие меры по углублению институциональных реформ в целях снижения транзакционных издержек бизнеса и укрепления прав собственности станут следующими важнейшими инструментами защиты отечественных производителей и роста их конкурентоспособности.

Вне всякого сомнения, в защиту и рост конкурентоспособности национальных производителей внесет достойный вклад и принятие обсуждаемого постановления о совершенствовании таможенно-тарифного регулирования. Все это в комплексе и есть наиболее эффективные инструменты защиты отечественных производителей, позволяющие максимизировать темпы структурных изменений, экономического роста и благосостояния населения.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.