20 марта ушла из жизни первая в Узбекистане женщина-дирижер Дильбар Абдурахманова. Об этом сообщил Государственный академический Большой театр имени Алишера Навои.

Дильбар Абдурахманова родилась 1 мая 1936 года в Москве, где в узбекской оперной студии при Московской консерватории учились ее родители Гулям Абдурахманов и Зухра Файзиева. По просьбе молодого отца имя новорожденной дал организатор и художественный руководитель студии Мухитдин Кори-Якубов.

В 1939 году выпускники студии вернулись в Ташкент, и родители Дильбар продолжили работу в оперном театре. Девочка ходила с отцом на все спектакли и репетиции, часами простаивая возле оркестровой ямы. На увлеченную Дильбар обратил внимание концертмейстер вторых скрипок Матвей Криворучка. Проверив ее музыкальные данные, он повез девочку в школу Глиэра, где преподавал игру на скрипке, и записал ее в свой класс. Будущая народная артистка закончила одновременно две школы — общеобразовательную и музыкальную.

Первый опыт дирижирования оркестром пришелся на старшие классы музыкальной школы, когда Дильбар доверили партитуру и дирижерскую палочку.

В 1955 году Дильбар Абдурахманова поступает в консерваторию и занимается сразу в двух классах: у Мухтара Ашрафи по классу симфонического дирижирования и у Бориса Тителя по классу скрипки.

С 1957 года с третьего курса Дильбар Абдурахманова стала играть на скрипке в оркестре ГАБТа имени Навои. В том же году состоялся ее дебют в качестве дирижера, когда Мухтар Ашрафи доверил ей продирижировать один из балетных номеров на большом праздничном концерте.

В этом же году она стала победительницей в отборном туре молодых дирижеров и получила диплом I степени на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве.

Первым большим спектаклем в творчестве Абдурахмановой стала «Аида». В 1960 году театр осуществил постановку этого спектакля, и Абдурахманова была ассистентом Ашрафи.

Первой ее самостоятельной работой стала постановка балета «Коппелия» в Ташкентском хореографическом училище в 1964 году. Первые выездные гастроли Абдурахмановой пришлись на 1963−1964 годы, когда ГАБТ гастролировал по городам Сибири, в Москве и в Ленинграде.

Настоящим испытанием ее творческой зрелости стали первые зарубежные гастроли театра в Египте в 1966 году, когда узбекская женщина-дирижер управляла каирским оркестром. Это было первое международное признание Абдурахмановой. Искренне восхищался маленькой женщиной и автор музыки спектакля «Спартак» Арам Хачатурян, приехавший в Ташкент на премьеру своего балета в 1967 году.

В 1969 году Дильбар Абдурахмановой было присуждено звание Народной артистки УзССР.

В 1974 году она назначается на пост главного дирижера ГАБТа и берется за постановку ранее не ставившихся спектаклей. Среди них «Анна Каренина», «Испанские миниатюры», «Сотворение мира», «Тановар», который стал третьим спектаклем ГАБТа, удостоенным Государственной премии УзССР имени Хамзы.

В 1977 году главному дирижеру ГАБТа Абдурахмановой присуждается звание Народной артистки СССР.

1980-е годы были богатыми на гастроли. Крупнейшими творческими достижениями того времени стали постановки опер «Фауст» (1982), «Отелло» (1985), «Огненный ангел» (1984), а также создание «камерного театра» (1986) на малой сцене.

Большое место в творчестве Абдурахмановой заняли постановки шедевров мирового оперного искусства: «Бал-маскарад», «Трубадур» и «Травиата» Верди, «Самсон и Далила» Сен-Сенса, «Севильский цирюльник» Россини, «Пиковая дама» Чайковского, «Кармен» Бизе, «Любовный напиток» Доницетти.

Дильбар Абдурахманова была и балетным дирижером, тонко чувствуя музыку и возможности танцовщиков. Среди постановок ее балетных спектаклей — «Шопениана», «Бахчисарайский фонтан», «Франческа да Римини», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Корсар», «Дон Кихот», «Золушка».

За свою творческую жизнь дирижер Дильбар Абдурахманова поставила 64 оперных и балетных спектакля. Ее труд был неоднократно отмечен правительственными наградами, среди которых 3 медали и 3 ордена. Греческая философская академия присудила ей звание «Гражданин земли XXI века» в 2016 году.