Российский урбанист Аркадий Гершман посетил Самарканд, познакомился с улицами города, прокатился на трамвае и поделился своим мнением в завершающей серию публикации авторского проекта Никиты Макаренко «Ташкент Мечты».

Аркадий Гершман — российский урбанист, автор популярных проектов «Город для людей» и «Веломосква». Сотрудничает с блогером Ильёй Варламовым, фондом «Городские проекты» и консалтинговым бюро «Стрелка», ведущей российской компанией в сфере городского планирования.

Самарканд — это замечательное место с кучей проблем. Он похож на лоскутное одеяло. Здесь есть Афрасиаб и памятники древности, «новый город» XIX века, «старая» одноэтажная застройка, а также советские микрорайоны. В мире не так много городов, которые могут похвастаться таким сочетанием.

К каждой части города нужно особо отношение для проработки любых изменений. При этом в попытках сделать благоустройство на европейский манер важно не потерять самоидентичность древних частей Самарканда.

Впечатления туриста-урбаниста

Самарканд может стать туристической столицей Азии, но для этого нужно решить множество проблем и изменить ход развития города.

Основная проблема Самарканда — его плохая связанность. Новому человеку сложно самостоятельно передвигаться из одной части города в другую или от одной достопримечательности до другой.

Городская ткань сложна для запоминания, а сам город разделен большими «пустыми» зонами, где туристам делать нечего. Нужно связать концы города друг с другом понятным образом. Делается это не за счет сноса зданий и создания искусственных улиц, а общегородской навигацией и понятным общественным транспортом.


Базар внутри одной из махаллей старого города в Самарканде. Фото: Аркадий Гершман.

Сегодня город повторяет ошибку Ташкента с асфальтовыми полями — ради расширения улиц вырубаются деревья и уничтожаются тротуары. Это не решение проблем пробок. Это не придаст городу «столичности», а лишь усложнит транспортную ситуацию за счет появления новых машин и прогонит людей с улиц.

Туристические города в мире, наоборот, пытаются создать благоприятную среду для человека на улице с помощью озеленения, безопасных переходов и комфортной уличной мебели — такой город больше привлекает туристов.

Сейчас в Самарканде нет хороших общественных пространств, где было бы приятно провести время. Такое чувство, что чиновники специально загоняют людей в машины и заставляют сидеть по домам. Масштаб проблемы особенно заметен после выхода с Сиабского рынка — в одном месте бурлит жизнь, а в другом пустота и безжизненность.

И если эти проблемы хорошо известны миру, а также известны способы их решения, то ничто не исправит дурного отношения к историческим памятникам. Результат реставрации памятников архитектуры Самарканда поражает своим варварством: из древних медресе и мечетей может торчать арматура, отваливаться фальшстена, а недостающие элементы мозаики кое-где просто докрашены.


Отреставрированная стена мавзолея Биби-Ханум в Самарканде. Фото: Аркадий Гершман.

Сила в деталях, именно из них складывается общая картина. Если местные жители и власти не будут беспокоится о своей истории, то туристы расскажут о новоделе-подделке своим друзьям. И они поедут в другой город за эмоциями и сувенирами.

Последний трамвай Узбекистана

Почерневший под туркестанским солнцем новый заведующий долго, но без особого внимания слушал Треухова, перебросил все чертежи и под конец сказал:

— А вот в Самарканде никакого трамвая не надо. Там все на ешаках ездют. Ешак три рубля стоит — дешевка. А подымает пудов десять! Маленький такой ешачок, даже удивительно!

«Двенадцать стульев», И. Ильф и Е. Петров. 1928 год

Основная часть общественного транспорта в Самарканде — микроавтобусы по типу маршруток. Такой транспорт не сможет привлечь людей качеством или стабильностью, он даже не может гарантировать безопасность из-за стиля езды водителей. Поэтому в городе ужасные пробки из такси, которые подменили собой общественный транспорт.


Перегруженный перекресток в Самарканде. Фото: Аркадий Гершман.

Трамвай — единственное позитивное изменение в Самарканде. Мне очень жалко Ташкент, который лишился хорошего транспорта, но зато Самарканд вернул себе трамвай. На сегодня это единственный вид магистрального общественного транспорта города.

Многие гордятся сжатыми сроками постройки трамвая, но не говорят о проблемах, хотя даже депо не успели достроить к запуску.


Самаркандский трамвай на конечной остановке. Фото: Аркадий Гершман.

Одно из последствий быстрой стройки — прямые рельсы в поворотах. То есть предприятие не успело или не смогло быстро заказать или изготовить кривые рельсы, поэтому повороты выложили из небольших прямых кусков под небольшим углом друг к другу. Стоит ли говорить, что это небезопасно и элементарно убивает технику?


Трамвайные рельсы в Самарканде. Фото: Аркадий Гершман.

Общественный транспорт должен конкурировать с личными автомобилями, а не между собой. Поэтому при запуске более емких видов транспорта менее эффективные снимают. Например, при запуске трамвая убирают маршруты автобуса, иначе эффект размазывается и происходит дублирование функций. Естественно, в Самарканде вдоль маршрутов трамвая никто не убрал микроавтобусы.

Билеты продает сам водитель, что отвлекает его от главной работы и тормозит движение всей линии. Нанимать кондукторов дорого, плюс они воруют деньги — намного лучше организовать продажу билетов в автоматах или кассах с обязательным компостированием билета при входе. Штраф за безбилетный проезд должен быть не меньше месячного проездного, а следить за порядочностью пассажиров должны контролеры.


Внутри самаркандского трамвая. Фото: Аркадий Гершман.

Есть большие проблемы с организацией работы: узнать расписание, маршрут следования или цену билета на остановках невозможно. Приехал трамвай — повезло, не приехал — ну, бывает. Только «ну, бывает» обычно оборачивается уходом пассажира в свою машину при первой возможности.

Трамвай проложен посередине улиц, что правильно с точки зрения организации движения и важно для хорошей скорости работы. Но при этом забыли сделать обособление путей и платформы для пассажиров. Сейчас все люди просто выходят под колеса машин, что недопустимо с точки зрения безопасности — водитель может не увидеть или поздно заметить человека и сам трамвай. Такое упущение может кончиться смертью или искалеченной жизнью.


Пассажиры заходят в трамвай прямо с проезжей части. Фото: Аркадий Гершман.

Зато чешские вагоны произвели приятное впечатление: чистые, ухоженные и удобные.

Сиабский базар

Для практического разбора мы взяли площадь у Сиабского базара с новой конечной остановкой трамвая. Ситуацию сейчас можно описать просто: ничего не понятно. Как ехать, где остановки, где переходы, куда идти к рынку и так далее — дизайн площади порождает хаос. Единственное понятное место — у трамвая, за что спасибо рельсам.


Конечная трамвая у Сиабского базара. Фото: Аркадий Гершман.

Для решения проблемы нужно разделить площадь по функциям и сделать понятные «правила игры». На площади находится крупный узел общественного транспорта, поэтому эту функцию мы делаем главной, а все остальное подстраиваем под нее.


План организации транспортно-пересадочного узла у Сиабского базара. Нажмите для увеличения. Иллюстрация: «Газета.uz».

Двигать трамвай мы не можем — перекладывать рельсы долго и дорого, тем более их только уложили. Ближайшую зону к рынку мы делаем пешеходной с возможностью проезда общественного транспорта — там большие потоки людей и уже сейчас мало места для машин. Зону у кольца мы отдаем общественному транспорту: все остановки в одном месте, транспорт двигается в своих полосах и никому не мешает — довольны пассажиры, рады водители.

Все важные места и маршруты людей связаны пешеходными переходами. В некоторых местах, возможно, потребуется поставить светофоры для безопасности и лучшей организации движения, но это не должно быть большой проблемой.


Предлагаемое улучшение площади. Иллюстрация: «Газета.uz».

Оставшиеся место мы отдаем под движение машин и парковку. Ни одна связка не теряется, но кинуть машину просто так на улице не получится — придется ставить ее под эстакаду или на открытую парковку с краю площади. Таким образом, мы значительно сузили полосы движения, но не сделали хуже — каждому теперь отведено свое место.

В рамках всей работы важно предусмотреть озеленение площади, потому что сейчас это скорее пустыня посреди исторического города. Деревья высаживаются вдоль улиц и на парковке — через каждые 3−5 мест вместо машины должно идти дерево.

В итоге мы получаем новое зеленое пространство вместо груды железа посреди песка с асфальтом. При этом сохраняется место для всех текущих пользователей, и все остаются довольны.

Текст: Аркадий Гершман, Никита Макаренко
Фото: Аркадий Гершман
Иллюстрации: Эльдос Фазылбеков