Систематическому использованию детского труда на уборке хлопка в Узбекистане положен конец, а для прекращения практики принудительного труда принимаются конкретные меры. Об этом говорится в отчете Международной организации труда (МОТ) Всемирному банку, сообщается на сайте МОТ.
В основу отчета «Независимый мониторинг мер по ликвидации детского и принудительного труда в ходе уборки урожая хлопка 2017 года в Узбекистане» легли более 3000 собеседований, для участия в которых была сделана репрезентативная выборка из 2,6 миллиона сборщиков хлопка. Собеседования проводились без сопровождения и без предупреждения. Их результаты говорят о том, что в хлопковой отрасли страны проводятся заметные преобразования, направленные на обеспечение основополагающих трудовых прав.
«Хлопковая страда 2017 года проходила в условиях преобладания гласности и диалога. Это касалось всех групп гражданского общества, включая отдельных критически настроенных активистов. Это внушает оптимизм на будущее. В то же время на областном и районном уровне все еще не успевают усваивать и исполнять огромное количество указов и постановлений, выпускаемых правительством страны», — говорит глава отдела МОТ по основополагающим принципам и правам в сфере труда Беате Андрес.
МОТ ведет наблюдение за уборкой хлопка на предмет использования детского труда с 2013 года. С 2015 года организация занимается мониторингом отрасли на предмет детского и принудительного труда в рамках соглашения со Всемирным банком.
Наблюдателями, проводившими собеседования во всех областях страны, были охвачены не только сборщики хлопка, но и другие категории лиц, которые напрямую или косвенно участвовали в сборе урожая. Это представители местных властей, работники образования и здравоохранения. В дополнение к этому был проведен телефонный опрос 1000 произвольно выбранных граждан. Перед началом страды эксперты МОТ организовали обучение порядка 6300 человек, непосредственно связанных с наймом людей на уборку хлопка.
Мониторинг показал, что в 2017 году из 2,6 миллиона сборщиков хлопка подавляющее большинство трудилось на уборке урожая добровольно, а недопустимость как детского, так и принудительного труда в стране хорошо понимают. В отчете подтверждены сделанные ранее выводы о том, что систематического использования детского труда на уборке хлопка более не наблюдается, однако необходимо постоянно отслеживать ситуацию с тем, чтобы дети продолжали ходить в школу.
Из Ташкента местным властям поступило указание обеспечить наем уборщиков хлопка исключительно на добровольной основе. В сентябре же было дано распоряжение исключить использование труда учащихся, работников образования и здравоохранения.
Размер оплаты труда сборщиков был увеличен в соответствии с рекомендациями МОТ и Всемирного банка. МОТ рекомендовала правительству и дальше увеличивать уровень оплаты, а также улучшать условия труда в более широком смысле, чтобы привлекать больше работников на добровольной основе.
Теперь независимый мониторинг, которым занимается в Узбекистане МОТ, будет нацелен на преодоление сохраняющихся трудностей. Одна из них состоит в том, что в разных областях и районах наблюдаются разная степень понимания проблем, а также разные возможности их решения. Все, кто занимается наймом сборщиков хлопка, будут обеспечены надлежащей информацией и инструментами, необходимыми для того, чтобы наем проводился в соответствии с международными трудовыми нормами.
Как показывают результаты мониторинга, а также экспериментального проекта на юге Каракалпакстана, в сельских районах сбор хлопка способствует расширению экономических прав и возможностей женщин. Для многих из них хлопковая страда — единственная возможность дополнительного заработка, который они получают в свое распоряжение и могут использовать на благо своих семей.
Проект независимого мониторинга МОТ финансируется многосторонним донорским целевым фондом, основные вкладчики которого — Европейский союз, США и Швейцария.