Статья «Наука и образование нуждаются в кардинальных реформах» профессора Даврона Матрасулова, опубликованная на «Газете.uz», вызвала большой интерес читателей. Ирина Матвиенко, главный редактор проекта «Лаборатория бизнеса», ставшая в этом году студенткой заочного отделения факультета журналистики Национального университета Узбекистана, решила поделиться впечатлениями от учебного процесса. Если коротко: «Ожидания разбились о жестокую реальность».

Мотивация студентов

Ожидания: На заочное поступают не ради «корочки», а потому, что призвание.

Реальность: Лишь двое поступивших — практикующие журналисты. Другой выбирал между астрофизикой и журналистикой. Кому-то родственники посоветовали. Мотивацию еще двух одногруппников не знаю. Интересно, сколько узбекских абитуриентов поступает в вуз на определенную специальность, потому что мечтают освоить эту профессию? Не нашла статистики, но полагаю, что процент невысокий.

Контракт

Ожидание: Обучение на контракте — это оказание услуги за деньги.

Реальность: На замечание студента, что он заплатил деньги и хотел бы грамотной организации процесса, сказали: «Это не мои деньги». Вот и все, что нужно знать о платном государственном образовании в Узбекистане.

Программа-разница

Ожидание: Не ожидала, что ее надо сдавать :)

Реальность: Журналистика — гуманитарное направление. У меня высшее техническое образование. Студенты, которые окончили гуманитарный вуз, сдают по программе-разнице больше предметов, чем я. На журфаке им нужно еще сдать математику и компьютерное моделирование. Без этого журналисты, видимо, не котируются.

Учебная программа (об этом будет много)

Ожидание: Предметы, которые преобразуют хаотичные практические навыки в стройную систему.

Реальность: История и теория литературы, основы духовности, религоведение, этика, эстетика, логика. Специализированные предметы, к счастью, тоже есть. На мой взгляд, программа для заочников переполнена теоретическими предметами. Я не первый год пишу тексты. Могу выделить основную мысль, построить структурированный текст, написать лид, придумать заголовок и так далее. Читала статьи в интернете. Практиковалась. Отправляла друзьям с опытом работы, чтобы подсказали, что можно улучшить. Не знала описания половины процессов из учебников по теории. Но чувствовала их интуитивно. Другая половина в практике не нужна. Теоретические учебники читать крайне сложно. Вводные слова, страдательный залог, канцеляризмы, вода-вода, устаревшие примеры… Полный набор того, что убьет любой текст, сделает его мертвым и неинтересным аудитории. Как студенты научатся писать цепляющие материалы по таким учебникам? Есть масса современных пособий, чтение которых даст студенту гораздо больше, чем предлагаемая литература. Есть множество авторов, чей изящный и точный слог сейчас более востребован, чем средневековый эпос или описание мучений героев Достоевского (он, кстати, тоже был в школьной программе). Можно начать с «36 эссе» Чака Паланика.

Основы духовности. Этот предмет я изучаю с конца прошлого века по школьной и вузовской программе. При этом мои духовные принципы сформировались на основе чтения художественной литературы, моделей в семье, общения с людьми, анализа жизненных ситуаций, наблюдения за окружающей действительностью. Того, что для меня приемлемо, а что нет. Но никак не благодаря предмету «Основы духовности». Полагаю, я не единственная.

Религоведение. Этот предмет, как и историю Узбекистана, математику, химию и прочие занимательные науки, изучают со школьной скамьи. То есть в школе их учат несколько лет. В университете начинают учить заново то же самое. Зачем, если этот предмет не относится к дальнейшей специализации? Зачем снова учить историю на первом курсе? Зачем журналисту, историку или филологу снова изучать математику? Зачем в ТУИТ (мое первое высшее образование) первокурсники изучали химию?

Наличие непрофильных предметов обесценивает труд преподавателей — невозможно вкладывать душу, понимая, что твой предмет студентам не пригодится. Такие дисциплины лишают студентов радости от обучения — зачем тратить время на ненужную информацию? Эти два фактора стимулируют развитие коррупции в сфере образования. Студентам проще дать взятку, чтобы не посещать скучный предмет. А преподавателю морально легче взять такие деньги, чем требовать посещаемости и выполнения заданий.

Актуальность программы обучения

Ожидания: Не было.

Реальность: Просто убила. Я подписана на разные редакторские каналы. Мировая статистика, личный опыт профессионалов. Бумажная пресса умирает. Онлайн-СМИ теряют аудиторию. Пересматривают свою политику с учетом перехода пользователей в соцсети и мессенджеры. Изучают новые методы вовлечения читателей, избавляются от неэффективных инструментов, осваивают новые площадки, внедряют подписки, делают упор на качественный авторский контент. А факультет журналистики хочет запустить свой сайт, на котором студенты будут публиковать работы. Полагаю, пока они это сделают, мир уйдет вперед еще на тридцать лет.

Преподаватели говорят, что редакции не хотят трудоустраивать студентов без опыта. При этом СМИ постоянно ищут сотрудников. Может быть, дело в том, что качество выпускников не устраивает работодателей? Бизнес не хочет тратить ресурсы на переобучение студентов, которые четыре года изучали теоретические или неактуальные предметы. Проще найти в социальных сетях того, кто интересно пишет, и предложить ему работу. Не обращая внимания на его образование или предыдущий опыт.

Критика Национальной программы подготовки кадров в СМИ показывает, что она не достигла своих целей. Профессор Матрасулов в своей статье дал полезные рекомендации по реформированию системы высшего образования: полностью избавить преподавателей от бюрократической нагрузки, уменьшить количество не относящихся к специальности предметов, назначать заведующих кафедрами на основе открытого конкурса, ввести систему экзаменационных кредитов по аналогии с западными университетами.

Я бы добавила следующее:

  1. Оптимизировать процесс сдачи вступительных экзаменов. Очень надеюсь, что результаты следующих вступительных экзаменов будут известны сразу после тестов, как обещал и. о. министра по развитию информационных технологий и коммуникаций Шерзод Шерматов. Возможно, тогда абитуриенты станут выбирать специальность по призванию, а не по степени престижности, легкости поступления, наличию знакомств и так далее. Хотя тут важна работа со стороны родителей. Учить детей ответственности и самостоятельности. Дать право на ошибку и поддержать в трудный момент. Радоваться увлечениям и раскрывать таланты. Помогать найти свой путь, а не рисовать будущее за них.

  2. Полностью исключить непрофильные дисциплины из программы обучения. Чтобы гуманитарии не повторяли курс математики, который проходили в школе. Чтобы студенты технических вузов не тратили время на повторение истории Узбекистана, основ духовности, религоведения, правоведения и так далее.

  3. Актуализировать учебную программу. Мир меняется быстро. Особенно это происходит в специальностях, связанных с информационными технологиями, развитием интернета. Учебная программа, утвержденная год назад, сегодня может быть неактуальна.

  4. После реализации предыдущих пунктов перевести сдачу рефератов, докладов, эссе в режим онлайн. Сразу проверять на антиплагиат. Тогда студенты будут учиться думать самостоятельно, анализировать информацию и правильно излагать свои мысли.

  5. Искоренить гонку за показателями успеваемости/посещаемости среди учебных заведений. Исключать студентов, не сдавших сессию.

У меня двое детей, которые когда-нибудь будут поступать в университеты. Мне не все равно, каким будет высшее образование в Узбекистане. Это их Родина, и я хочу, чтобы они учились здесь и чтобы время учебы прошло с пользой. Но если не будет никаких изменений — предпочту инвестировать деньги в обучение детей в иностранном вузе. Многие родители выбирают этот путь, потеряв веру в отечественную систему образования. Надеюсь, что шанс изменить ее к лучшему есть.