Министерство внешней торговли Узбекистана разработало проект постановления Президента «О мерах по дальнейшей либерализации внешнеторговой деятельности и поддержке субъектов предпринимательства».

Как говорится в пояснительной записке к документу, несмотря на десятки принятых нормативно-правовых актов с начала года, в сфере внешней торговле сохраняются значительный незадействованный потенциал и бюрократические препоны для масштабного участия отечественных производителей в экспортной деятельности.

Для создания благоприятных условий для экспортеров и обеспечения их прав по свободному распоряжению собственными средствами предлагается установить порядок, согласно которому юридические и физические лица свободно по своему усмотрению выбирают условия оплаты по заключенным ими внешнеторговым контрактам.

В целях создания равных условий для всех участников внешнеэкономической деятельности при проведении ими валютных операций предусматривается унификация сроков образования просроченной дебиторской задолженности по внешнеторговым операциям в пределах 120 дней с даты отгрузки продукции на экспорт по экспортным и с даты осуществления оплаты по импортным операциям.

Исключение составят товары, вывозимые учредителями-резидентами Узбекистана в адрес предприятий за рубежом и членами Торгово-промышленной палаты Узбекистана в адрес торгово-инвестиционных домов ТПП, а также ввозимые по контрактам, заключенным в рамках проектов, реализуемых в соответствии с решениями Президента и Кабинета Министров.

Юридическим и физическим лицам планируется разрешить осуществление экспорта товаров, работ и услуг за иностранную валюту без предварительной оплаты, открытия аккредитива, оформления гарантии банка и наличия полиса по страхованию экспортного контракта от политических и коммерческих рисков, что, как ожидается, будет способствовать кратному увеличению объемов экспорта. Кроме того, таможенное оформление на экспорт за исключением специфических товаров, а также товаров, экспортируемых на основании инвойса, будет осуществляться без наличия справки о расчетах в Единой электронной информационной системе внешнеторговых операций (ЕЭИСВО).

Для создания наиболее благоприятных условий для экспортеров плодоовощной продукции и устранения излишних разрешительных процедур отменяется представление физическими лицами документа, подтверждающего, что реализованная продукция произведена на выделенном ему или членам его семьи земельном участке.

Проектом юридическим и физическим лицам разрешается осуществлять корректировку фактурной стоимости экспортированной свежей плодоовощной продукции, винограда и бахчевых культур строго в пределах норм естественной убыли при транспортировке, утвержденных Министерством сельского и водного хозяйства.

Для предприятий-экспортеров оптовой торговли предлагается отменить лицензионное требование по формированию уставного фонда.

В целях создания равных условий для всех участников внешнеэкономической деятельности при проведении ими валютных операций предполагается применение идентичного подхода в части принятия мер за допущение образования просроченной дебиторской задолженности в отношении как экспортеров, так и импортеров.

Для случаев форс-мажора предусматривается продление срока поступления выручки в иностранной валюте на период длительности действия непреодолимой силы, подтвержденный уполномоченным органом государства, где это обстоятельство имело место.

В целях применения штрафных санкций проектом разрешается уменьшение суммы дебиторской задолженности по экспортному контракту на сумму поступившего страхового возмещения при поступлении на счет экспортера товаров, работ и услуг суммы страхового возмещения.

Субъектам предпринимательства будет предоставлено право осуществлять экспорт товаров (за исключением специфических товаров), работ и услуг без заключения экспортного контракта по инвойсам с внесением информации в ЕЭИСВО после осуществления 100-процентной предварительной оплаты на счета экспортеров в банках Узбекистана.

При этом устанавливается, что при наличии у экспортера просроченной дебиторской задолженности по ранее осуществленным экспортным поставкам или если нереализованный товар в соответствующие сроки не ввезен обратно, таможенные органы вправе отказать в вывозе товаров в адрес только того иностранного покупателя, у которого имеется просроченная кредиторская задолженность в пользу отечественного экспортера.

В целях формирования условий для беспрепятственного доступа узбекской свежей и переработанной плодоовощной продукции на рынки основных и перспективных стран проектом постановления Министерству внешней торговли совместно с Министерством иностранных дел поручается осуществить анализ импортных таможенных пошлин, акцизов и сборов и провести инвентаризацию действующих соглашений и договоров.

Агентству «Узстандарт» совместно с Министерством здравоохранения и Государственной инспекцией по карантину растений при Кабинете Министров поручается осуществить анализ действующих технических барьеров в торговле, а также санитарных и фитосанитарных мер.

Агентству «Узстандарт» и Комитету по делам религий совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами поручается обеспечить применение и сертификацию по международным стандартам, в том числе ISO 22000, «Халяль» и «Кошер», предприятиям, выпускающим экспортоориентированную продукцию.

Для своевременной организации закупки сельскохозяйственной продукции субъектами предпринимательства (экспортерами) коммерческим банкам рекомендуется в первоочередном порядке обеспечивать их наличными денежными средствами в национальной валюте.

Ознакомиться с проектом постановления и принять участие в его обсуждении можно по ссылке.