Продолжающийся подъем экономики и сохранение высокой государственной поддержки помогут банковскому сектору Узбекистана преодолеть трудности, связанные с ускоренной девальвацией национальной валюты, говорится в новом отчете международного рейтингового агентства Moody’s.
«Высокий уровень внутренних инвестиций и государственных расходов, а также повышение уровня потребления благодаря росту зарплат, пенсий и денежных переводов из-за рубежа продолжают благоприятно влиять на положение узбекских банков и в некоторой степени компенсируют слабость национальной валюты», — отметил младший вице-президент Moody’s Петр Паклин.
Хотя валютный риск является одной из ключевых проблем банковского сектора, эти риски в основном сконцентрированы в Национальном банке Узбекистана (НБУ, B1/B2 «стабильный», b2), на долю которого приходится четверть всех активов банковского сектора. При этом указанные риски нивелируются тем, что более половины заемщиков НБУ являются либо контролируемыми государством, либо системно значимыми предприятиями, и более половины его кредитного портфеля обеспечено государственными гарантиями.
Качество кредитных портфелей узбекских банков будет улучшаться в течение ближайших 12−18 месяцев, при этом доля проблемных кредитов постепенно сократится с 2,7% (по состоянию на конец 2016 года) до 2−2,5% от общего объема выданных кредитов. В то же время совокупный кредитный портфель банков вырастет на 40% в 2017—2018 годах (в предыдущие годы рост составлял 25%) в основном из-за переоценки активов в иностранной валюте.
К проблемам банков Узбекистана также отнесены высокая концентрация на отдельных заемщиках, при этом среди банков, рейтингуемых Moody’s, на долю 20 крупнейших заемщиков приходится в среднем более 200% капитала. Ускоренная девальвация сума усилила кредитные риски заемщиков в иностранной валюте, не имеющих источников валютных доходов. Это, как правило, крупные государственные предприятия, которые в случае необходимости могут рассчитывать на поддержку государства.
Уровень капитала и доходы узбекских банков достаточны для абсорбирования кредитных потерь, считает агентство. Коэффициент достаточности капитала первого уровня банковского сектора составляет 13%, что обеспечивает достаточную подушку безопасности на случай ухудшения качества активов. Осуществленные в текущем году значительные капитальные вливания со стороны Министерства финансов (около 500 млрд сумов) и Фонда реконструкции и развития (500 млн долларов США) в 2017—2018 годах смогут в некоторой степени нивелировать рост взвешенных по риску активов, таких как необеспеченные кредиты.
Банки справятся, а у реального сектора экономики сократится размер его оборотных средств, мелкие производители обанкротятся.
Кондюкова Марина Викторовна
А почему у нас валютная биржа не работает на покупку-продажу валюты по рыночной стоимости валюты? Несколько раз обращались знакомые за советом узнать как можно продать свою валюту другому предприятию с валютного счета по рыночной стоимости для увеличения сумового депозита, но сколько ни билась, все время один и тот же вариант — продать можно совершенно легально по курсу ЦБ, а вот другое предприятие может купить эту валюту по рыночной или коммерческой цене. Получается что один продает по курсу ЦБ за цену, в 2 раза меньшую, чем другой эту же валюту покупает через валютную биржу по цене, в 2 раза большую чем у продавца. А разница остается на валютной бирже, не слишком ли жирно? Я понимаю, что валютная биржа как посредник в данной операции может получить комиссионные за свои услуги и легализацию этой сделки, но получить доход на равных с продавцом валюты — это уже слишком, потому что не секрет, что рыночный курс в 2 и более раза превышает официальный. Значит предприятие, имеющее свою валюту, может терять доп. средства, необходимые например или для осуществления основной деятельности, или для выплаты заработной платы и уплаты налогов, покупатель валюты может терять значительную часть своих доходов, покупая валюту по рыночной цене, а вся их прибыль остается на валютной бирже? Вы только посмотрите их баланс — там суммы заработной платы колоссальные, а эти два предприятия — продавец и покупатель — разве они смогут выплатить нормальную заработную плату или учредители получить нормальные дивиденды при таких сделках? При этом все законодательство по валютному обращению очень строгое и получается что внутри страны на валюте официальным образом наши бизнесмены не только заработать не могут, а терпят значительные убытки. Кто-то нуждается в покупке валюты, а кто-то может часть имеющейся валюты продать, но в настоящее время легально осуществить взаимовыгодную операцию обоим невозможно.
Нужно обратить внимание на эту практику валютных операций и принять регулирующие документы в этой области.
И если такое разумное решение будет принято, то прошу компетентных лиц сразу обратить внимание на то, что предприятие-продавец разницу между стоимостью валюты по рыночной цене и курсу ЦБ (коммерческую курсовую разницу) облагает налогом и она должна квалифицироваться как прочий доход по основному виду деятельности, который не у всех предприятий облагается по адекватной ставке — например основной вид посреднические услуги и ставка ЕНП составляет 33% — не лучше ли будет сразу разработать нормативный документ на предмет налогообложения данных операций по определению налоговой ставки, применяемой банками для своих комиссионных услуг, чтобы хоть как-то уменьшить налоговое бремя.
А если банки будут иметь возможность приобрести валюту у предприятий по коммерческой стоимости и в последующем продать ее другому предприятию или физ. лицу, то у них не только обороты увеличатся, но и рейтинги буквально взлетят, а бюджет здесь абсолютно ничего не потеряет, так как сумма дохода, полученного валютной биржей, будет облагаться налогом не у одного источника выплаты, а у двух — у предприятия-продавца и у банка в части полученной комиссии либо за комиссионные между продавцом-покупателем, либо за разницу рыночного курса после продажи другому клиенту купленной валюты у продавца.
Или на худой момент просто учредить валютные аукционы при банках, на которых клиенты будут находить друг друга, а банки получать комиссионные за организацию этих аукционов, и естественно, все участники будут платить налоги.
Рифкат Шакиров
Кондюкова Марина Викторовна:
Скоро это будет возможно как только примут законодательные акты так и можно будет. Ведь валюта по сути является товаром
Alex Kot
Жуть какая-то. У нас в России можно перевести валюту на любой счет, в том числе субброкерский, в любую страну мира и ограничений в купле-продаже нет. Можно продавать через биржи или банки, так же покупать. Дело 7-8 минут. Комиссия или спрэды сосем небольшие. Правда, с Узбекистаном никогда не работали. Как, оказывается, у вас все сложно. Успехов вам, ребята.