С 17 по 24 июля в Ташкенте находилась миссия Международного валютного фонда (МВФ) под руководством Альберта Егера для обсуждения развития экономической ситуации и разработанных официальными органами планов реформ.
«Миссия с одобрением восприняла комплексные планы официальных органов по реформированию экономики, основанные на Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан в 2017—2021 годы, утвержденной Президентом Шавкатом Мирзиёевым, — говорится в заявлении миссии. — Своевременная и эффективная реализация этих планов позволит значительно повысить способность экономики к созданию качественных рабочих мест и обеспечению устойчивого роста».
«С особым одобрением миссия восприняла план официальных органов по первоочередному реформированию валютной системы», — подчеркивается в заявлении.
По мнению экспертов МВФ, унификация валютных курсов и создание возможностей для распределения валютных ресурсов на основе рыночных принципов позволят Центральному банку Узбекистана перейти к денежно-кредитной политике, ориентированной на поддержание стабильности и способной эффективно контролировать инфляцию.
«Эта реформа также будет способствовать созданию рабочих мест и экономическому росту за счет повышения внешней конкурентоспособности, привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и совершенствования распределения внутренних ресурсов. Значительные валютные резервы Узбекистана дают возможность уверенно осуществлять эту реформу», — отмечается в заявлении.
«Реформа валютной системы должна сопровождаться реструктуризацией государственных предприятий и контролируемых государством банков, устранением других факторов, сдерживающих развитие международной торговли и привлечение ПИИ, а также упорядочением законов, постановлений и процедур, которые неоправданно увеличивают операционные издержки компаний, особенно малых и средних предприятий, имеющих ключевое значение для создания рабочих мест», — отметила миссия.
МВФ готов оказать дополнительное техническое содействие и предоставить рекомендации по вопросам экономической политики для поддержки разработанных властями Узбекистана планов реформ.
«Реформы придется осуществлять в условиях инфляционного давления, обусловленного быстрым ростом денежной массы и кредита. Таким образом, миссия положительно оценивает недавно предпринятое ЦБ ужесточение денежно-кредитной политики, в том числе за счет повышения ставки рефинансирования с 9% до 14%», — говорится в заявлении миссии МВФ.
«Хотя в банковской системе сохраняются достаточные буферные резервы, озабоченность вызывают возможные сложности с ликвидностью и качество влияющих на ликвидность кредитов. В связи с этой озабоченностью официальные органы приняли упреждающие меры по рекапитализации контролируемых государством банков, повысили нормативы ликвидности, пересмотрели и адаптировали применяемые ЦБ принципы предоставления ликвидности и урегулирования проблем банков», — отмечает миссия.
«С начала 2017 года проводится осмотрительная налогово-бюджетная политика, и профицит консолидированного государственного бюджета, по текущим прогнозам, составит 0,2% от ВВП. Для обеспечения согласованности с новым режимом валютного курса и денежно-кредитной политики налогово-бюджетная политика в 2018 году должна оставаться жесткой», — подчеркивается в заявлении.
Миссия МВФ также положительно оценила «твердое намерение» властей предпринимать шаги по повышению качества и прозрачности экономической статистики. Решение использовать новый ИПЦ (индекс потребительских цен) для измерения темпов инфляции, начиная с 2018 года, уже должно помочь повысить качество этого ключевого статистического показателя, считают в МВФ.
Миссия также приветствовала намерение Узбекистана присоединиться к расширенной Общей системе распространения данных МВФ (р-ОСРД).
А каковы резервы Узбекистана в цифрах?
"Реформы придется осуществлять в условиях инфляционного давления, обусловленного быстрым ростом денежной массы и кредита… налогово-бюджетная политика в 2018 году должна оставаться жесткой..
Честно сказать, жутковато на душе. Уже и сейчас на грани, а до 2018 года далеко. Что будет в следующем году, не хочу думать. Почему так всё устроено, что за все расплачивается народ?
Кондюкова Марина Викторовна
Если рассматривать по отдельности общую картину, то в отношении ликвидности выдаваемых кредитов филиалы банков сами создают условия неликвидности. Вот возьмем кредиты на ЖКХ — согласно решений Правительства они подписывают кредитные договоры, сами находят страховую компанию по завышенным ставкам страхования заемных денежных средств, требуют всю сопроводительную документацию, собирание которой тоже имеет свои затраты. После сбора всех документов наконец подписывают кредитный договор, принимают сметную стоимость и делают первоначальный авансовый платеж. Все! Строительные фирмы начинают работу, а как правило стоимость материалов на ремонтные работы составляет 65-70% от сметной стоимости, авансы выдают не более 50%. При закрытии объемов работ подрядной структурой банк отказывается делать следующий платеж, не принимает всерьез акты выполненных работ и начинает инспектировать объекты, требовать протоколы жильцов, что они подтверждают фактическое выполнение подрядчика. В соответствии с действиями работников банков подрядные строительные компании не получают своевременную оплату за выполненные работы и в связи с отсутствием финансирования объекта не могут продолжать завершение работ, проценты по кредитам у ТЧСЖ растут, расчет по изменению коммунальных услуг руководители ТЧСЖ произвести не могут, так как работы полностью не завершены и как итог — нет своевременного поступления коммунальных платежей в ТЧСЖ с учетом полученных кредитов и нет возврата кредитных средств. Откуда при таких условиях взяться ликвидности кредитов? Но это еще не все — подрядные строительные организации не выполняют сроки, оговоренные в подрядных договорах, работники банков инициируют проверки (обычно подают заявления в прокуратуры) и таким образом строительные фирмы фактически становятся банкротами. И это тоже еще не все! Поскольку гарантом получения кредитов является имущество ТЧСЖ, а это личное жилье собственников, т.е. жильцов, возникает новая угроза — у банков есть широкая практика изъятия имущества, в том числе частного, как залогового. В результате собственники жилья могут вообще лишиться своих квартир. А на такой случай нет регламентированных решений правительства. И как тут быть? Какие гарантии у собственников жилья при получении кредитов от их имени в банках для ремонта жилищного фонда? И какие гарантии у строительных подрядных структур, что им своевременно оплатят за работу и они не обанкротятся и не сядут в тюрьму? Я вообще молчу про стоимость увеличения коммунальных платежей из-за сопутствующих кредитам затрат — страхование по завышенным ставкам, ставка банка за рассмотрение заявления на получение кредита, проценты за кредит — стоимость получается колоссальная! Вот поэтому я считаю, что вообще кредитную политику наши банки должны полностью пересмотреть и Правительство должно принять решения, которые защитят жильцов от потери своих квартир и защитят строителей — при представлении актов выполненных работ в плане своевременной оплаты за эти работы.
Нодир Ибрагимов
Надо в срочном порядке запустить конвертацию, лишь предприняв меры перечисленных ниже, а все остальные действия являются второстепенными и курс иностранных валют не подскочит выше клирингового и постепенно окажется между черным и официальными курсами.
Временно запретив юридическим лицам конвертировать оборотные и свободные средства запустить конвертацию, где все участники определяют, кому продавать или покупать и в каких количествах, но все другие операции должны осуществляться без ограничений навсегда и без валютных интервенций центр банком на пока, чтобы не остаться без золото валютных резервов.
Временно все свободные и оборотные средства юридических лиц не зависимо от форм собственности включая совместных иностранных предприятий должны быть строго в национальной валюте, это значит 100 % продажа валютной выручки юридическими лицами.
Временно заморозить операции по приватизации пока не стабилизируется курс ин валют.
В Республике все платежи должны осуществляться только в национальной валюте, привязка к иностранной валюте государственных цен на товары и услуги недопустима, минимальная зарплата должна быть привязана к потребительской корзине, а скромную для начало потребительскую корзину формировать из реальных цен на товары и услуги с реальных бирж или торговых площадок внутри страны.
Ни какой привязки гос платежей и формирование цен на товары и услуги к минимальной заработной плате, все гос платежи и формирования цен на товары и услуги должны калькулироваться, местами если платежи несут социальное составляющие должны субсидироваться государством, все это даст нац валюте не обесцениваться.
Обменным операциям нужно определить нижний и верхний коридор по закупки и продажи ин или нац валюты в процентном выражении во избежание спекуляций.
Решив финансами, а конвертация это и есть тот пазл замыкающий финансовый механизм взаиморасчетов республики мы обретаем реальными данными статистической отчётности, это в свою очередь реальная картина положения дел в стране которая определить очередность решения государственных задач и позволит высвободившиеся административные ресурсы направить в нужных направлениях и не надо будет тратить время на посещения открытия заводов и фабрик построенных со средств гос казны, которые скоро захватят по рейдерски или обанкротят те же. После принятия выше перечисленных мер эти предприятия будут открываться как грибы после дождя, показатели роста экономики забредёт как на дрожжах и никаких потерь золотовалютных резервов и перепада скачков валюты, никакой шоковой терапии.
Приватизировавшие экономику манипулируя конвертацией ограничивают его для огромного количества участников рынка, мотивируя это некими бутафорскими размышлениями, если представить что конвертация это одно из колёс автомобиля то отсутствие хоть одной из них не даст ему двигаться, он может только таскаться в себе в износ, ведь экономику можно стимулировать хотя бы, регулируя таможенными пошлинами, фискальными методами и тд. и тп. Все гениально и просто, можно приводит примеры из научных работ, ссылаться на неких личностей изобретая велосипед, но все уже рассчитано есть константы которые неизменны и просты! напоследок доллар явно переоценен, но не может мясо стоить 3,5-4 доллара за кило и пишу это от души накипело..
to Лиля Брик
Безболезненно ввести конвертацию не получится.
Но вводить её нужно было еще 15 лет назад. Пройти болезненный этап и жить нормально, как весь мир.
И инвесторы к нам пойдут, когда смогут зарабатывать тут и вывозить заработанное СВОБОДНО!
Sergei Pertov
Систему платежей по стоительным подрядным работам описанным Выше на примере ТСЖ — идентична для всех строительных подрядных организаций, не своевременные платежи со стороны ген прдрядчиков (иногда с задержкой в 2-3 года) ведут к задержкам в выплате з.п, опаты поставщикам, налогам и всего остального. Нужно пересматривать систему проверок со стороны принимающих органов и не затягивать сдачу обьектов на сроки по 2-4 года. Тогда и с ликвидностью самих компаний (строительных и поставщиков) будет порядок, что влияет и на налоги и на зарплаты и своевренные орлаты кредитов.
to Славик К.
“.. вывозить заработанное..“ — в этих двух словах Ваша фундаментальная ошибка!
Нам не создавать условия для “вывозить“ надо, а максимально развивать производство и услуги на экспорт.
В Китае, например, по закону обычный инвестор может продать на внутреннем рынке не более 10% своей продукции, остальное он обязан экспортировать. Поэтому там приток валютной массы многократно преобладает над внутренним потреблением, но даже не смотря на это, денежную политику и курс национальной валюты там регулирует государство, занижая стоимость юаня относительно других мировых валют. Для населения эта ситуация поначалу кажется злом, хотя на самом деле, с учётом захвата внешних рынков, страна начала процветать.
А США и Европа не могут государственно контролировать курс валюты, поэтому им, скрипя зубами, приходится играть другим инструментом — ставкой рефинансирования ЦБ (ФРС) занижая её до минимума, понуждая коммерческие банки вводить даже отрицательные проценты. А так же выдавая с помощью МВФоподобных организаций, кредиты государствам развивающихся стран, что бы компенсировать собственную инфляцию.
Не стоит себя обманывать. Никто из этих игроков не хочет видеть Узбекистан сильным и процветающим, каждый видит на этой роли себя, а остальных вассалами.
Поэтому, вступая в эти игры, на наших объёмах валюты, что бы не говорил МВФ, без экспорта нас быстро выдавят из игры более состоятельные игроки. Обдерут как липку и ещё и должен останешься. А чем отдавать? Ресурсами, территорией, или внешней политической зависимостью как Грузия или страны Прибалтики? Ведь природные ресурсы вещь конечно хорошая, но не бесконечная.
Так что государственное валютное регулирование и понижение курса нацвалюты при упоре на развитие экспорта — это правильный путь. Никому не хочется беднеть, но дешёвый сум быстрее завоюет экспортные рынки и привлечёт в страну инвестиции. А иначе как 90-х, выкачают валюту из страны за какие нибудь полгода, и опять — начинай всё сначала.
DIII
Славик К. И тут то кроется проблеиа СВОБОДНО вывезут в 6 раз больше чем привели . Нужно не привлекать инвесторов , а способствовать своим . Если например Японец откроет бизнес он получит больше денег чем вложил ( в этом и суть ) и все деньги он переведет в доллары ибо ему не нужны резервы обесценивуюшихся под гиперинфляцией денег . МВФ помогает внушительно особо Греции Украине России до двух тысячных годов . Тотальная приватизация не путь к богатству так как , как только важные государству ну проданные сферы перестают приносить доход их закрывают .
Кондюкова Марина Викторовна
Согласна с NAGAY DANIIL KAMILEVICH и диёр камалов. В основном практика иностранных инвестиций в Узбекистан откровенно бесстыдная. Нам в страну вкладывают даже не валюту, а оборудование и сырье в валютном выражении — получается приток валюты только на бумаге. Потом здесь раскручивают производство или торговлю, зарабатывают дивиденды и забирают валюту, а при передаче учредительства другим лицам норовят еще и уставный фонд вытащить в валюте. Совершенно никакого притока, сплошной отток валюты. О какой конвертации даже для населения тогда вообще может идти речь? Получается вложили тем, что у них и так было, а потом что здесь у нас заработали проконвертировали и забрали и уставный фонд практически продали нашему государству при закрытии или переоформлении на граждан Узбекистана. Таких инвесторов тоже не надо. И инвестиции фондов тоже как обоюдоострое лезвие — в какую сторону ни пойдешь, гибель найдешь. С этими инвестициями тоже все сложно — так же ввозят оборудование или сырье или даже если дают валюту, процентами больше забирают и основной долг тоже забирают. Мировое валютное регулирование не дает увеличиваться количеству валюты, поэтому если здесь расход, то другого расхода уже не будет, а это значит что конвертации опять не видать как своих ушей! Это элементарные основы экономики или бухгалтерии: дебет и кредит. Или закон массы — ничто ниоткуда не берется и никуда не исчезает.
cipher sayidhan
Кондюкова Марина Викторовна 26 Июля 2017 12:01 Позвольте немного поправить Вас: не “закон массы“, а “закон энергии“. Энергия есть произведение массы на скорость cвета (электромагнитной волны) в квадрате (Закон Эйнштейна). Она превращается из одной формы в другую. При её изменении изменяется и масса. Е=mc2
Zilola Khodjaeva
Странные люди — пользуются американскими телефонами, машинами, одевают турецкую одежду, смотрят японские телевизоры (или китайский Артель) — но кричат, что сами смогут сделать лучше. Естественно, что инвестор захочет вернуть свои вложенные деньги. Но если вы создадите ему или ей честные открытые условия игры, этот инвестор захочет ре-инвестировать свои доходы, развивать свой бизнес в Узбекистане, купит в Ташкенте дом, привезет свою семью. А если вы этот бизнес “кошмарите“ — конечно этот инвестор захочет быстрее уехать, и желательно, с наибольшим количеством денег. Бесстыдство — это наше отношение к прямым иностранным инвестициям — инвесторы тут не причем.
Акмаль Абдуллаев
Я думаю если открытые условия, конечно добросовестные, предложенве со стороны Узбекистана не позволят “Увозить всё в обратку“
Алишер Хасанов
Все понятно, нужно развивать своё производство. Все упирается в доллары. Пока привезёшь, произведёшь, продашь курс так скакнет вверх, что все приехали, можно сливать воду. Вся эта инфляция и с сумом и курсом( особенно черного рынка валюты, другого для простого узбека нет) создаёт такой скрытый пресс, который многих ставит на грань разорения. Без решения проблем инфляции и конвертации развития не будет. Разрыв между богатыми и бедными будет увеличиваться. Се ля ви.
Журнал Муштум
Zilola Khodjaeva, совершенно с вами согласен и абсолютно не согласен с Кондюкова Марина Викторовна. К иностранцам у нас относятся как к гушт (мясу) все хотят ободрать, обмануть оставить без последних портков. А потом сидит и удивляются почему у нас такие ужасные иностранные инвесторы. Еще вчера хотел написать коммент, но думал что мои соображения будут голосом вопиющего в пустыне. Ибо не хотят у нас слышать разумные вещи везде хотят сделать по особому “узбекскому“ пути.
Акмаль Пулатов
Опять одни слова. Почему конкретно не указывают даты? Например, с 31 декабря 2225 года можно будет обналичивать свои кровные деньги с пластиковой карточки в банкоматах (без лишних 10-15-20% на операцию за обнал), будет официальная покупка и продажа СКВ по всей республике и будут указанные фиксированные цены за услуги (интернет, мобильная связь и т.д и т.п.) в твёрдой нац валюте, а не по курсу ЦБ на день оплаты.
NAGAY DANIIL, у вас очень странное мышление. Например, вы иностранец, и у вас есть 10 миллионов долларов. и вы хотите их вложить в Уз (неважно почему). Вы хотите их просто вложить и забыть о них или обогатиться? Цель любых инвестиций — получение дивидендов (финансовых, политических и т.д.) и никак иначе. На эти инвестиции создаются рабочие места и платятся налоги. И естественно, получив прибыль вы бы захотели получить на руки. А вам говорят — извините, но вот так.
Так не бывает. либо инвесторы получают прибыль, либо работайте и вкладывайте сами.
Кондюкова Марина, а начиная новый бизнес вам не нужны станки и тд, которых у нас нет? к примеру, я завезу деньги, но полюбому придется их покупать. и тут же, мгновенно, начнутся проблемы с куплей станков. ибо деньги выпускать тут не хотят.
Выпуская свое, надо выпускать свое, а не клеить шильдики на китайских товарах. Ну не получается у нас делать телефоны, зато получается делать ткани и одежду. может, сосредоточиться на том, что получается?
Halida Ahmedova
Нодир Ибрагимов, поддерживаю идею привязки мин зарплаты к потребительской корзине. Сейчас непонятно, как она определяется. Интересно, эти все комментарии принимаются во внимание?
Акмаль Абдуллаев
Gani Djilbaev согласен с Вами нужно на нормальных человеческих уловиях заниматься лёгкой промышленностью. Выращивать на хороших уловиях ЧУДО которе дал Аллах возможность выращивать в наших природных условиях. Если нормально цивилизованно (ТЕПЕРЬ ВОССТАНАВЛИВАТЬ) придётся индустрию по производству ХЛОПКА. Так как довели индустрию что нет урожайности. Так ка не производяться земленые работы не очищаются водоотводящие зауры в почвах с поверхностными водами. А там где нет воды не прокладываются новые каналы и арыки.
Если выпускать ткани из хлопка и шёлка. Можно покупать всё опсалютно всё. Вот поётому Шарофа Рашидова и ценю так как при нём было много привезено в Узбекитан Промышленность и остальные индустрии. А всё из-за хлопка.
Акмаль Абдуллаев
“Если нормально цивилизованно (ТЕПЕРЬ ВОССТАНАВЛИВАТЬ) придётся индустрию по производству ХЛОПКА“.. Акмаль! Вы вообще в теме? наша почва начисто засолена многолетним и хищническим выращиванием хлопка! микробиологическое равновесие почвы нарушено, минеральные удобрения уже невозможно использовать так как почва и так засолена, а нарушение микробиоты почвы убивает не только хлопок, но и ведёт к деградации почвы! Всё советское время экстенсивное земледелие которое мы применяли убило начисто сотни тысяч гектаров нашей почвы и всё из за этого хлопка! Хлопок влаголюбивое растение, нам в нынешнем веке оно просто не по карману. Капельное орошение дорогое удовольствие для фермеров! к тому же хлопок любит плодородные почвы а их у нас мало и ещё они нужны для кормовой базы, для садов и овощных, то есть пищевых культур! Уж про хлопковую монокультуру вы вероятно слышали и надеюсь её оправдать не хотите а! Текстиль наш именно в последние годы развит, такого не было в упомянутые вами советские годы! кстати в годы когда того самого СССР была печальная практика преследования и прессинга артелей, особенно в Ферганской долине, где старики ткали, потомственные ткачи! хан атлас! именно сейчас под брэндом Икат восстановили все виды хан атласа, и оби бахмал атласа. Наши текстильные компании великолепно шьют и 100% экспортируют свою продукцию! на нашем рынке просто её нет. А та что есть скорее китайская под брэндом нашей. Уж тут ваша апелляция к советской индустрии неуместна, все мы знаем как тогда люди за роскошь считали купить тряпку из ГДР или Югославии, не говоря о вещах финского или западного производства!
Нодир Ибрагимов, какая 100% обязательная продажа??? Вы вообще в курсе, что “Белое золото“ даже внутриреспубликанским потребителям реализуется ТОЛЬКО за СКВ??? Весь текстиль встанет в результате ваших реформ! А иностранные кредиты? Кому наша национальная валюта нужна за рубежом, если даже у нас в республике ее свободно не конвертируют?
Думайте, уважаемые, а потом советуйте. Волосы дыбом от диванных аналитиков..
Акбар Юлдашев
Поддерживаю Gani Djilbaev. Инвестор должен быть на 100 процентов защищен от всех проблем, он должен быть уверен что он сможет на нашем рынке заработать. Он должен спокойно работать а не бегать по инстанциям. Он будет создавать рабочие места, платить налоги.
Dilshod Yakubov
Во- первых, необходимо организовать продажу всех товаров и услуг (включая и весь экспорт) только за узбекские сумы. Во-вторых полностью перестроить работу валютных бирж, где любое как юридическое, так и физическое лицо (включая резидентов, так и не резидентов) должен иметь возможность как продавать, так и покупать любой вид валюты (доллары, сумы, рубли тенге и т. д.). Только на этой основе можно добиться стабильности сума. В -третьих нужно обеспечить доступность кредитных ресурсов, как в твердой, так и в национальной валюте для предпринимателей, которые хотят организовать новое дело или расширить существующее.