Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 19 апреля провел видеоселекторное совещание, посвященное усилению персональной ответственности руководителей всех уровней за оптимизацию объемов и структуры импорта за счет углубления локализации производства и расширения промышленной кооперации, а также выполнение прогнозных параметров экспорта и полную мобилизацию резервов для увеличения его объемов. Об этом сообщило УзА.

По данным статистики, по программам локализации производства готовых видов продукции, комплектующих изделий и материалов реализовано свыше 2800 проектов более чем на 5,5 млрд долларов, освоено производство более 4800 новых видов продукции, ранее импортируемой. В результате объем импорта за последние пять лет сократился на 752 млн долларов, в том числе в 2016 году — на 286 млн долларов.

Однако комплексами Кабинета Министров, министерствами, ведомствами и хозяйственными объединениями допускается необоснованный рост объемов импорта, что приводит к неэффективному использованию валютных средств, которые могли бы направляться на реализацию важнейших для экономики страны проектов по расширению объемов производства и созданию новых рабочих мест, отмечалось на заседании.

В 2016 году значительно возросли объемы импорта на предприятиях «Узбекэнерго», АГМК, «Узбекенгилсаноат», «Узстройматериалы», НГМК, «Узпахтасаноатэкспорт», «Уздонмахсулот», «Узбекчармпойабзали» и «Узфармсаноат». Ряд компаний и хозяйственных объединений, включая «Узбекнефтегаз», АГМК, «Узбекенгилсаноат», «Узбекэнерго», «Узстройматериалы», «Узкимёсаноат», «Узэлтехсаноат», «Узфармсаноат» и «Узбекозиковкатхолдинг», допущен импорт продукции, аналогичное производство которой освоено предприятиями страны. Отдельными предприятиями осуществлен импорт продукции, несвойственной их основной деятельности.

Руководители указанных компаний и объединений строго предупреждены, что за рост объемов импорта, особенно продукции, сырья и материалов, производящихся в стране, а также отвлечение валютных ресурсов на несвойственный импорт, к ним будут применены жесткие меры ответственности, вплоть до рассмотрения вопроса о соответствии занимаемой должности. Перед руководителями комплексов Кабмина, министерств, ведомств, акционерных компаний, ассоциаций, хозяйственных объединений поставлен вопрос об их персональной ответственности за оптимизацию и сокращение импорта, а также эффективное использование валютных средств курируемыми организациями и предприятиями.

Государственному таможенному комитету поручено установить постоянный и жесткий контроль за соответствием структуры и номенклатуры импорта профилю деятельности импортеров. Госкомитету по инвестициям предписано обеспечить критический анализ обоснованности ценовых параметров в контрактах на импортное оборудование и технологии, их тендерной документации, а также инвестиционных проектов, заключаемых на условиях «под ключ».

Руководителям «Узбекнефтегаза» Алишеру Султанову и «Узбекистон темир йуллари» Акбару Шукурову указано на факты длительного хранения на таможенных складах невостребованных товаров, завезенных для реализации инвестиционных проектов. ГТК совместно со Счетной палатой и Министерством юстиции поручено в месячный срок провести сплошную инвентаризацию продукции, хранящейся на таможенных складах в течение длительного времени, и внести в правительство конкретные предложения по их использованию, а также по оптимизации и упорядочению системы таможенных складов, установлению для них единых технических требований с учетом международных стандартов.

В центре внимания совещания находились вопросы расширения локализации производства качественной конкурентоспособной импортозамещающей продукции. Подверглась жесткой критике деятельность руководителей «Узфармсаноат» Мирзанозима Дусмуратова, «Узэлтехсаноат» Фазлиддина Бакиева, «Узагросаноатхолдинг» Нодира Отажонова, «Узбекозиковкатхолдинг» Одилхона Рустамова и «Узмонтажспецстрой» Аъзама Шодиева за неудовлетворительное обеспечение своевременной и полной реализации проектов локализации и производства локализуемой продукции.

В целях стимулирования расширения производства локализованной продукции Министерству экономики поручено критически пересмотреть подход при формировании Программы локализации, предусмотрев внедрение с 2018 года уведомительного механизма включения в программу новых проектов локализации на основе перечня импортозамещающей продукции, предлагаемой к освоению на отечественных предприятиях.

Отдельное внимание было обращено на факты формального отношения многих предприятий к заключению договоров на Международной промышленной ярмарке и Кооперационной бирже. В частности, не полностью приобретена продукция по заключенным на 2016 год договорам по предприятиям «Узавтосаноат», «Узмонтажспецстрой», «Тошшахартрансхизмат», Госкомавтодора, «Узбекистон хаво йуллари» и «Узагросаноатхолдинг». Руководители комплексов Кабинета Министров, заведующие информационно-аналитических департаментов Кабмина, руководители министерств, ведомств, акционерных компаний, ассоциаций, хозяйственных объединений и крупных предприятий строго предупреждены о персональной ответственности за своевременное и в полном объеме выполнение договоров, заключенных на 2017 год на Международной промышленной ярмарке и Кооперационной бирже.

Руководителю Комиссии по критическому анализу объема и структуры импорта товаров (работ, услуг), углублению локализации производства импортозамещающей продукции, созданной распоряжением Президента от 6 апреля, М. Нурмуратову поручено в соответствии с возложенными на Комиссию задачами и функциями ежемесячно вносить в Аппарат Президента информацию о принимаемых отраслями мерах по сокращению импорта и локализации производства импортозамещающей продукции, а также проекты решений Президента по устранению выявленных недостатков и мерам персональной ответственности к руководителям всех уровней.

Перед комиссией также поставлена задача до 1 июля провести полную инвентаризацию предоставленных законодательством льгот по таможенным платежам и внести предложения по их сокращению и оптимизации. Кабинету Министров поручено с 1 мая внедрить практику рассмотрения предложений по предоставлению новых льгот по таможенным платежам только по согласованию с комиссией.

Особое внимание уделено вопросам увеличения объемов и расширения номенклатуры экспорта товаров, работ и услуг, вовлечению неиспользованных резервов для дополнительного экспорта с учетом сложившейся конъюнктуры на мировом рынке.

Отмечено, что, несмотря на рост объемов экспорта в первом квартале 2017 года на 9,1% по сравнению с тем же периодом 2016 года, рядом предприятий отраслей и территорий страны не обеспечено в полном объеме выполнение прогнозных параметров экспорта. В частности, допущено отставание в выполнении прогнозных параметров предприятиями «Узагротехмаш», «Узстройматериалы», «Узбекозиковкатхолдинг», «Узфармсаноат», а также территориальными предприятиями Республики Каракалпакстан, Бухарской, Джизакской, Кашкадарьинской, Навоийской, Наманганской, Самаркандской, Сурхандарьинской, Сырдарьинской, Ташкентской, Ферганской и Хорезмской областей. Рядом районов, специализированных на выращивании плодоовощной продукции, не обеспечено выполнение прогноза экспорта плодоовощной продукции.

За недостатки в обеспечении выполнения прогнозных параметров экспорта дана принципиальная оценка деятельности руководителей «Узагротехсаноатхолдинг», «Узбекозиковкатхолдинг», «Узстройматериалы», «Узфармсаноат», председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимов областей.

Хокимы районов, не обеспечивших в первом квартале установленные объемы экспорта плодоовощной продукции, предупреждены, что, в случае невыполнения прогнозных параметров по итогам первого полугодия, будет рассмотрен вопрос о целесообразности их дальнейшего пребывания в занимаемой должности.

Руководителям отраслей и территорий, не обеспечившим выполнение прогнозных показателей экспорта, поручено в декадный срок разработать и утвердить конкретные меры по устранению проблемных вопросов в разрезе каждого предприятия с целью восполнения допущенного отставания и выхода на утвержденные параметры экспорта по итогам первого полугодия и 2017 года в целом.

Совету Министров Каракалпакстана и хокимиятам областей совместно с «Узагроэкспорт» поручено принять меры по безусловному выполнению параметров экспорта плодоовощной продукции, в том числе за счет своевременного посева, заготовки, твердой контрактации и отгрузки продукции в 66 специализированных на выращивании плодоовощной продукции районах.

Внимание также было уделено вопросам создания новых рабочих мест и обеспечения занятости населения. В частности, рассмотрены принимаемые меры по формированию профессиональных и трудовых навыков у выпускников высших учебных заведений и профессиональных колледжей, обеспечению их занятости, созданию достойных условий труда. Министерствам, ведомствам, хокимиятам и органам государственной власти на местах даны поручения по организации новой системы оказания содействия созданию новых рабочих мест.