23 мая, Вторник Afisha.uz Pixland.uz Spot.uz База знаний

Фото: «Газета.uz»

Электронная оплата проезда тестируется на автобусном маршруте в Ташкенте

На одном из автобусных маршрутов Ташкента начато тестирование системы электронной оплаты проезда.

В пятницу на одном автобусе маршрута №155 (ул. Гулобод — оз. Бахт) в Ташкенте начато тестирование системы электронной оплаты проезда с использованием бесконтактных карт. После завершения испытаний система может быть развернута на всех автобусах 155-го маршрута, а затем — на двух других маршрутах, обслуживаемых частным предприятием «Автосантранс»: городском №152 и пригородном №485. В планах — внедрение системы в других автобусных парках, в том числе оснащение ими маршрутных такси.

Прототип устройства для приема бесконтактных платежей.

«Проект предусматривает внедрение единой транспортной карты, которая может использоваться на любых маршрутах, подключенных к системе, и, соответственно, — на любых видах транспорта. Планируется, что карты будут содержать данные владельца, что позволит вести точный учет пассажиропотока и востребованных направлений с возможностью их оптимизации», — сообщил «Газете.uz» Мурад Абидов, директор компании-разработчика системы VIA Tashkent.

Бесконтактная карта с распечатанным билетом.

Установленный в передней части салона NFC-валидатор — разработка отечественной компании Mikroelektronika PLUS — моментально считывает данные владельца карты и списывает со счета сумму проезда. Встроенный передатчик периодически связывается по мобильной связи с единой базой данных. Он устроен таким образом, что не требует постоянного наличия сигнала, рассказал Сарварбек Рахимбеков, директор Mikroelektronika PLUS.

Оплата с помощью смартфона.

Для оплаты проезда можно будет использовать и смартфон, поддерживающий технологию NFC. Пользователям будет доступно для установки бесплатное приложение. Регистрация пользователей позволит им просматривать историю своих поездок, а также пополнения баланса и снятия денег со счета. Персональные данные также нужны для возможного предоставления льгот различным категориям пассажиров (школьникам, студентам, пенсионерам) — все это заложено в программу.

Прототип валидатора. Окончательный вариант устройства будет более компактным.

При каждом считывании с карты или смартфона валидатор выдает бумажный билет. «Билеты — это промежуточный этап, — говорит Мурад Абидов. — Таково требование действующих нормативно-правовых актов». В будущем считыватели будут просто считывать данные пользователей, как это практикуется в системах общественного транспорта многих стран. А чтобы удостовериться в том, что пассажир оплатил проезд, предусмотрены переносные валидаторы для кондукторов и контролеров.

Планируется, что счет можно будет пополнить через одну из систем мобильных или интернет-платежей, а также в пунктах оплаты вдоль маршрутов. Для пассажиров, которым нужно совершить лишь одну или несколько поездок, могут быть выпущены карты, не требующие регистрации. Для регулярных поездок карту перед использованием придется активировать, предварительно зарегистрировавшись.

Пассажиры участвуют в тестировании системы электронной оплаты проезда.

Интерес к разработке проявил ряд частных автобусных парков. Для первого внедрения, по словам Мурада Абидова, был выбран один из «образцовых», где внедрен весь учетно-отчетный цикл управления парком, в том числе система диспетчерского учета и контроль за интервалами движения.

Салон автобуса с установленным валидатором.

Развертывание системы электронной оплаты позволит решить ряд проблем в системе общественного транспорта. Помимо скорости и удобства оплаты для пассажиров, а также уже отмеченной возможности отслеживания пассажиропотока, это и более эффективный контроль за поступлением средств, и отказ от пресловутого плана сдачи выручки, из-за которого водители вынуждены нарушать графики и работать весь день без перерыва. В конечном итоге — это обеспечение регулярности движения, от которого напрямую зависит эффективность и доходность общественного транспорта.

В ходе проектирования системы, которое длилось почти два года, разработчики посетили около 10 европейских городов, чтобы ознакомиться с их опытом. «Преимущество отечественной разработки в том, что она в разы доступнее зарубежных аналогов. Это не только экономия средств, но и инвестиция в будущее, возможность для развития инноваций внутри страны», — считает Сарварбек Рахимбеков.

Отметим, что компания «Тошшахартрансхизмат», управляющая общественным транспортом столицы Узбекистана, разрабатывает свой проект автоматизированной системы оплаты проезда. Ранее сообщалось о планах внедрить ее до конца текущего года.

Обновлено в 8:50 8 апреля: добавлена информация о прокте, реализуемом «Тошшахартрансхизмат».

Комментарии

  • Иван Мирошниченко 07 апреля 2017 19:46

    вот это прогресс, давно пора.!

  • Jahongir Husanov 07 апреля 2017 20:13

    Вот это хорошая новость! Раз уж побывали в разных странах, то вы уже знаете как эти устройства там выглядят. Думаю что в будущем вы вместо печати чека добавите электронный дисплей, где будет отображаться информация об оплате и балансе. Было бы очень хорошо если внедрите такую систему в других городах, особенно в туристических.

  • Artur Pashas 07 апреля 2017 20:46

    Хлопаю стоя! Молодцы! В дальнейшем можно будет сделать единую электронную карту для метро и автобуса и внедрить транзитный проезд т.е. если человеку до работы или дома нужно ехать двумя транспортами, то сев на автобус и оплатив за него, в течении часа он имеет право воспользоваться этой картой бесплатно в метро (или же в другом автобусе, но не этого же маршрута (чтобы в течении часа бесплатно не ехать обратно) )

  • Надир Ходжаев 07 апреля 2017 21:12

    Давно надо было ввести такую форму оплаты и учёта на транспорте. В цивилизованных странах лет 20 назад такая система уже работала вовсю, единая карта оплаты действует на все виды наземного и подземного транспорта. Когда заканчиваются деньги просто пополняешь баланс в специальных автоматах, которые считывает информацию с твоей карты и показывает на экране сколько ты загрузил денег и итоговый баланс. Очень удобно кстати. Студенты покупают специальные карточки в которых уже заложена скидка на проезд. Пенсионеры пользуются транспортом бесплатно.

  • Тимур Ураков 08 апреля 2017 08:55

    А как на счёт многоразовой оплаты? До пустим родственники приехали. а карточка у меня одного. Поочередно 3-4 раза придётся карту подставлять?) Тогда вы не поймёте как это я 3-4 раза в одну точку поехал. Вообщем не продумано.. Но!!! Билетики обязательно нужны. В часы пик кондуктор умрёт от того что каждый раз будет проверять у всех оплатили они или нет. Да и пассажирам не удобно держать постоянно карточку в руках

  • Alex Kent 08 апреля 2017 09:30

    Вводится одна универсальная карта, на которую можно в любое время загрузить суммы. Проводишь над считывающим сенсором — минус определенная сумма и езжай. Денег мало на счету — иди к кассе и загружай, отдав наличку.

    К чему головная боль со смартфоном и всякими “отечественными разработками“, когда и так уже все придумано? Надо вот прям своё изобрести?

  • Sergey Niyazmetov 08 апреля 2017 09:44

    Alex Kent, какая головная боль? Со смартфоном даже удобней. Он всегда с вами и лежит под рукой. Приложил и оплатил. Причем, не только смартфоном можно оплачивать, но и смарт часами. И эта система тоже давно отлажена в других странах, ничего нового не изобретают.

  • Irina Nikitina 08 апреля 2017 11:30

    Извините, а о каких проездных льготах идет речь в тексте? Разве у нас есть льготы школьникам, студентам, пенсионерам для проезда в транспорте? А ну ка ознакомьте!
    Валидатор это хорошо, да.. Но представьте себе автобус № 115 в час пик? (это например) Какая же очередь будет стоять к этой игрушке, если на маршруте всего лишь 6 машин, ожидание 45-50 минут, народу тьма-не-продохнуть? И эта же тьма втискивается в технически-не-резиновый автобус!
    А спекулировать будут все равно! Все равно водители и кондукторы хотят накличу! Будет где-нибудь сидеть диспетчер, следящий за этим валидатором.. потом раз и звоночек кондуктору: ты уже план собрал! А кондуктор раз и делает валидатор не рабочим! И идет ему вся остальная наличка! А план то собран!

  • Славик К. 08 апреля 2017 13:54

    Кондукторы не проверяют билеты в Москве.
    Они скан-устройством проверяют последнюю оплату — и если человек ее не произвел, то его штрафуют.

  • Акмаль Ташбаев 08 апреля 2017 14:44

    А билеты нужны для того что бы получить страховку в случае чп или дтп ! Так что во время поезки сохраняйте билеты

  • Anarkulov Narzulla 08 апреля 2017 17:06

    просто надо скопировать Сеулский вариант и все

  • Денс Дьяк 09 апреля 2017 21:39

    В Липецке такие же стоят, только не во всех автобусах, только на муниципальных маршрутах

  • хасан эшматов 11 апреля 2017 07:40

    Это давно обкатанный метод оплаты в городском транспорте во многих странах. карточка стандартная по размеру. идешь в киоск оплачиваешь месячный проезд туда моментально падают деньги. заходишь в автобус провел карточкой по аппарату сняли деньги за проезд. все. и есть и другие способы оплаты с карточки. или смс билеты. снимают со счета телефона. Но самое главное прежде чем вводить эту систему нужна жесткая дисциплина и порядок на общественном транспорте. посмотрите внимательно, на стиль вождения на правильный подьезд автобуса к остановке. и самое главное, даже при установленном знаке запрещающим остановку. на остановке полным полно таксистов. автобус вынужденно останавливается на второй полосе.

  • Rama siti 11 апреля 2017 23:58

    Вот например в Италии, где мы были по туризму, билеты продаются в табачных киосках и вы их пропускаете через компостер и в метро, и в автобусах, и в трамваях, и в пригородных электричках. Никаких валидаторов с картами и телефонами там нет. Да и в Испании так и во Франции. Где это вы выдумали какие-то валидаторы.

  • Умид Назиркулов 12 апреля 2017 14:13

    Молодцы, подход основательный, 10 городов, оплата через смартфон, будем надеяться что разработчики продолжать тестировать удобство оплаты и вносить коррективы. Присмотритесь к московскому опыту, система отлажена и довольно удобна и понятна для всех поколений пассажиров.


Добавить комментарий

Авторизуйтесь через один из сервисов, где вы уже зарегистрированы (OpenID или OAuth):

Выйти

Спасибо, ваш комментарий был успешно отправлен редакции сайта на проверку.
К публикации допускаются только интересные и информативные комментарии.

Реклама



Последние новости

Популярное