На днях зашел в аптеку купить сыну «Новокаин». Передо мной в очереди стояла пожилая женщина со списком лекарств.

— С вас 305 тысяч сумов, — сказал провизор.

— Сколько? Вы уверены… Может, пересчитаете? — с волнением произнесла бабушка.

— Да, 305 тысяч, я посчитал.

— В прошлый раз было больше, поэтому и переспросила.

— Теперь на лекарства первой необходимости новые цены.

— Спасибо, сынок, спасибо, — зашептала бабуля. В ее глазах появились слезы.

Наблюдая за этой сценой, я и сам готов был прослезиться. Проводив бабушку, осматриваясь вокруг, заметил на стене сравнительную таблицу цен на лекарства в нынешнем и прошлом году. На 343 наименования отечественных и импортируемых социально значимых лекарств внедрена система фиксированных цен. В результате цены на лекарства снизились на 44−77%.

Например, «Гепарин», который стоил более 40 тысяч сумов, после переоценки стал стоить 16 тысяч. «Гептрал», стоивший почти 170 тысяч, теперь не стоит и 100 тысяч. Таблетки «Наком» ныне не дороже 57,7 тысячи, а до этого стоили «добрые» 172 тысячи сумов.

Это ли не «демократия в действии»? Еще во время предвыборной кампании Шавкат Мирзиёев обещал, что цены в аптеках будут доступными. Государство будет контролировать ценообразование и прозрачность в этой сфере. Сегодня мы видим реальное проявление заботы правительства о простых гражданах, простые и понятные результаты Года диалога с народом и поставленной стратегии развития страны.

Не случайное стечение обстоятельств — сегодня мой коллега, пресс-секретарь Минздрава, пригласил на пресс-конференцию. Перед общественностью выступил министр здравоохранения Узбекистана Алишер Шадманов. Вместе с представителями «Узфармсаноат», Генеральной прокуратуры, Налогового комитета и Госкомконкуренции министр отчитывался о проделанной работе и открыто отвечал на вопросы представителей производителей фармпродукции, аптечного сектора и журналистов.

Прошло чуть более месяца со дня вступления Алишера Шадманова в должность министра. Алишера Каюмовича я знаю давно: доктор наук, эрудированный собеседник, современный организатор и специалист своей отрасли.

Со дня публикации постановления Президента «О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» прошло пять месяцев. Работа еще предстоит последовательная и большая. Но первые результаты налицо.

Как министр осуществляет поставленные главой государства задачи, каковы первые итоги его деятельности и планы на ближайшее будущее? Его ответ на эти вопросы был лаконичен. В начале 1990-х в Узбекистане было всего 2 фармкомпании, которые производили около 20 наименований лекарственных средств. Сегодня 147 компаний производят 2250 наименований лекарств и медицинских изделий. Более того, 5 научно-исследовательских институтов разработали около 30 оригинальных препаратов, которые полностью отвечают мировым стандартам и экспортируются более чем в 20 государств.

Эти цифры звучали не просто в качестве констатации. Ключевым был сравнительный анализ и критический подход. В мире известно более 10 тысяч основных лекарственных средств. Это означает, что Узбекистан производит около 23% из них. Много это или мало? По мнению министра здравоохранения, мало. Большинство стран производит 30−35%. И Узбекистан будет стремиться к этому.

По словам министра, Президентом поставлена задача в ближайшей перспективе увеличить объемы производства лекарств в 2,5 раза. Уже запланировано 67 инвестиционных проектов по развитию фармацевтической промышленности до 2020 года.

Что это значит? Во-первых, появится возможность экономии валюты и соответственно ее инвестирования в наукоемкие инновационные производства. Во-вторых, будут созданы новые рабочие места. В-третьих, речь идет об импортозамещении и ориентации на экспорт в другие страны. Разве не это нужно для развития страны и дальнейшего роста?

Конечно, на встрече с общественностью не обошлось без острых дискуссий и споров. Нововведения по снижению цен, реформы лицензирования, оптимизация фарминдустрии в целом, как, впрочем, и любые перемены, вызывают много переживаний. Предприниматели и представители фармкомпаний, аптек и медицинских учреждений смогли открыто высказаться и задать вопросы официальным лицам. И такой диалог очень важен. Ведь, сколько бы ни было споров и непонимания на первом этапе, в конце концов, цель обеих сторон одна — оказывать качественное и приемлемое обеспечение населения лекарствами и медицинскими препаратами.

Руководители аптек выражали обеспокоенность в связи с возможными при нарушениях лишениями лицензии на три года. Но давайте обратимся к международному опыту. В Германии, например, аптекари очень дорожат своей лицензией, профессия для них — дело чести, передаваемое из поколения в поколения. Так давайте и мы придем к тому, что лекарства — это не только бизнес, а в первую очередь — социальная ответственность. Не зря узбеки говорят: «Инсоф сари барака».

Человек может не есть красную икру, выбирать образ жизни соответственно своим пожеланиям и возможностям, но болезнь не выбирает между бедным и богатым, цветом кожи, нацией или возрастом. А это значит, что возможность поддерживать здоровье, приобретать при необходимости лекарства должна быть равной для каждого.

Именно к этому стремится правительство. Главное, руководитель страны слов на ветер не бросает: сказал — сделал! А сколько бабушек по Узбекистану говорят «спасибо» и делают дуа.