Министерство экономики Узбекистана на днях сообщило, что эффект очередной программы локализации на 2017−2019 годы, по самым скромным оценкам, уже в текущем году может составить 1,1 млрд долларов. Всего же в рамках программы к 2020 году намечена реализация 1146 проектов локализации с общим объемом производства 3,4 млрд долларов. При этом около 70% продукции, предназначенной к выпуску в рамках программы локализации, приходится на предприятия ТЭК, автомобильной, химической, электротехнической отраслей, а также сельскохозяйственного машиностроения.

Учитывая, что официальная статистика хранит молчание по поводу динамики внешнеторгового оборота второй год подряд, весьма проблематично оценить, насколько серьезные цифры заложены на ближайшее импортозамещение. Все, что пока мы имеем, это заслуги былых лет: с 2000 года реализовано более 2800 проектов локализации стоимостью свыше 5,5 млрд долларов, доля локализуемой продукции в общем объеме производимой в стране промышленной продукции составляет более 20%.

Другой вопрос: насколько эффективно было реализовано импортозамещение? Рассмотрим, например, такую важную в проектах локализации отрасль, как автопром. В 2016 году «Узавтосаноат» увеличил производство товарной продукции на 5,8% до 4,2 трлн сумов, и если ориентироваться только на цифирные доводы из отчета, то, наверное, можно было бы сказать, что процесс идет успешно.

Между тем, на заседании правительства в начале февраля Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подверг критике достигнутый уровень локализации — менее 20% от импорта. Замещение импорта в отрасли, которую государство ставило во главу угла и стимулировало изо всех сил в последние годы, оказалось в целом невысоким: большинство компонентов автомобилей по-прежнему ввозятся.

Еще в одной приоритетной отрасли импортозамещения — электротехнической доля иностранной продукции на рынке Узбекистана составляет, по официальным данным, более 50%. Отечественные предприятия демонстрируют здесь позитивную динамику производства, однако сложившиеся потребительские установки и качество продукции продолжают вести покупателя к товару зарубежной марки.

Чтобы решить проблему загрузки мощностей этих предприятий и главное — обеспечить выпуск качественного импортного аналога заказываемой продукции, власти давно обеспечили участников программы локализации налоговыми и таможенными преференциями. Это и беспошлинный ввоз техоборудования и запчастей, а также освобождение от налога на прибыль, единого налога и налога на имущество в части производства локализуемой продукции.

Технологическое отставание предприятий, которые должны заполнить нишу импортозамещения, остается главным фактором, влияющим на планы Узбекистана по развитию программы локализации.

В конце декабря Президент подписал постановление, которое предусматривает в 2017—2020 годах закупку 23,1 тысячи единиц современного оборудования (около 12% от общего количества установленного парка) в промышленности. Программа стоимостью 2,9 млрд долларов будет финансироваться не только за счет госбюджета, но и зарубежных займов и отечественных коммерческих банков. Последним предложено выделять предприятиям долгосрочные кредиты на срок до семи лет по ставке, не превышающей ставку рефинансирования Центробанка (9% в настоящее время).

Впрочем, все эти впечатляющие цифры относятся к крупным компаниям и предприятиям, в то время как до 70% заказов на локализацию размещается среди малого бизнеса и субъектов частного предпринимательства, которые выдают 45% всего объема промпроизводства.

По мнению самих бизнесменов, для кредитования частного бизнеса, в том числе на покупку оборудования, необходимо развивать торговое финансирование: инструмент, позволяющий импортеру и поставщику оборудования минимизировать риски по контракту, пока активно не прижился в Узбекистане. Рискованность эта довольно точно отражена в рейтинге благоприятности деловой среды Doing Business Всемирного банка, где Узбекистан в 2016 году снизился с 82-го на 87-е место среди 190 стран. В «пассиве» у отечественной бизнес-среды, по-прежнему, доступ к кредитным средства и платежеспособность предприятий.

Чтобы процесс шел быстрее, конечно, требуются инвестиции и улучшение бизнес-климата. Это макроэкономический формат решения проблемы. Но помимо финансирования и налоговых льгот в процессе импортозамещения уже в ближайшее время необходим точечный подход в выборе конкретных сфер локализации.

В условиях, когда рынок защищен высокими пошлинами и акцизами от импорта, предприниматель выбирает такой «облегченный» вариант импортозамещения, где вопрос качества не является главным и ему не нужно конкурировать. Сегодня появился шанс на то, что в части традиционно широкой льготной поддержки наметились именно качественные изменения: в правительстве задумались над прозрачностью механизмов и четкими критериями распределения льгот и финансов.

В очередной трехлетней программе налоговый и таможенный режим увязан с ориентирами производства: льготами будут пользоваться только те предприятия, кто обеспечит уровень локализации не менее 36% в первый год реализации проекта, не менее 45% — за два года и не менее 50% — за три года. Также оговаривается градация экспорта локализованной продукции — его доля в чистой выручке за два года должна составлять не менее 20%, за три года — не менее 30%.

Кроме того, преимущественным правом включения в программу будут пользоваться предприятия, внедрившие систему управления качеством по международным стандартам.

Таким образом, импортозамещающим компаниям предложено выстраивать программу по принципу четкого прогноза развития проектов локализации. Это позволит сосредоточиться не на повальном импортозамещении, а на поддержке секторов, где есть возможности для роста — как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В обратном случае произойдет возврат к ситуации, когда высокий протекционизм вырабатывает у местных предпринимателей стойкий «иммунитет» на проведение технологического перевооружения.