С 1 июня в Узбекистане будут объединены Верховный суд и Высший хозяйственный суд с созданием единого высшего органа судебной власти в сфере гражданского, уголовного, административного и экономического судопроизводства — Верховного суда Республики Узбекистан.
Это предусмотрено указом Президента Шавката Мирзиёева от 21 февраля «О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан». Пересказ указа был зачитан в программе «Ахборот» телеканала «Узбекистан».
Как отмечается в указе, наличие в стране двух высших органов судебной власти приводит к дублированию функций управления судебной системой и не обеспечивает единую судебную практику. Кроме того, вхождение судей военных судов в состав Вооруженных Сил, порядок материально-технического и финансового обеспечения деятельности судов общей юрисдикции органами юстиции не соответствует принципу независимости судебной власти.
Действующие структура и штатная численность системы судов не обеспечивает рационального распределения служебной нагрузки, что требует их оптимизации с учетом современных требований, подчеркивается в указе.
Для обеспечения надежной судебной защиты прав, свобод, законных интересов граждан и субъектов предпринимательства, реализации конституционной нормы по осуществлению административного судопроизводства, а также повышения правовой культуры населения предусмотрено создание системы административных судов.
Так, образуются административные суды Каракалпакстана, областей и Ташкента, а также районные и городские административные суды, которые будут рассматривать административные споры, вытекающие из публично-правовых отношений, а также дела об административных правонарушениях.
Создается Судебная коллегия по административным делам Верховного суда, а Военная коллегия Верховного суда будет упразднена.
Хозяйственные суды Каракалпакстана, областей и Ташкента преобразуются в экономические суды. Создается 71 межрайонный, районный и городской экономический суд для рассмотрения дел первой инстанции.
Штатная численность Военного суда, окружных и территориальных военных судов будет сокращена на 159 единиц, а взвод охраны Военного суда будет упразднен. Штатная численность Военной коллегии Верховного суда, Военного суда, окружных и территориальных военных судов из состава Вооруженных Сил будет переведена в систему Верховного суда. При этом за судьями и работниками военных судов не будет сохранен правовой статус военнослужащих, в том числе права, льготы и преимущества, установленные для военнослужащих. Вместо Военной коллегии Верховного суда создается судебная коллегия по административным делам Верховного суда.
В структуры судов будут введены должности старшего помощника и помощника судьи, а должность секретаря судебного заседания будет упразднена.
Для укомплектования новых судов будет выделено дополнительно 560 штатных единиц управленческого персонала, финансируемых за счет государственного бюджета.
Указом предусмотрено образование Высшего судейского совета Республики Узбекистан, являющегося органом судейского сообщества и оказывающего содействие в обеспечении соблюдения конституционного принципа независимости судебной власти, с упразднением Высшей квалификационной комиссии по отбору и рекомендации на должности судей при Президенте.
Председатель совета будет утверждаться Сенатом по представлению Президента, 11 членов совета — Президентом из числа судей по представлению председателя (с сохранением статуса судьи), 9 членов — Президентом из числа представителей правоохранительных органов, институтов гражданского общества и высококвалифицированных специалистов в области права.
Среди основных задач совета — формирование судейского корпуса на основе конкурсного отбора кандидатов на должности судей, назначение судей из числа наиболее квалифицированных и ответственных специалистов, а также дача рекомендаций для выдвижения на руководящие судейские должности. Совет также будет принимать меры по предотвращению нарушения неприкосновенности судей и вмешательства в их деятельность по отправлению правосудия. Кроме того, он займется организацией процесса подготовки и повышения квалификации судей, оценкой эффективности их деятельности, а также рассмотрением обращений физических и юридических лиц по вопросам соблюдения судьями правил этического поведения.
В соответствии с указом, председатели и заместители судей Конституционного суда и Верховного суда будут избираться Сенатом Олий Мажлиса по представлению Президента. Председатели и заместители председателей Военного суда Узбекистана, судов Каракалпакстана, областей и Ташкента назначаются и освобождаются от должности Президентом по представлению Высшего судейского совета. Судьи военных судов. судов Каракалпакстана, областей и Ташкента, районных, городских и межрайонных судов назначаются и освобождаются советом по согласованию с главой государства.
Исследовательский центр по демократизации и либерализации судебного законодательства и обеспечению независимости судебной системы при Верховном суде преобразуется в Исследовательский центр изучения проблем правосудия при Высшем судейском совете.
Дополнительно предусмотрено образование Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде.
В дальнейшем планируется совершенствование полномочий апелляционной и кассационной инстанций судов по вынесению окончательного решения без направления дела на новое рассмотрение в случае изменения или отмены решения нижестоящего суда.
Madaminov Azam Akmalovich
Это большой прогресс!
Как может быть наделён самостоятельной властью суд, как независимая ветвь власти, когда судей назначает и освобождает от должности исполнительная власть. Судьи должны избираться народом. К примеру районные судьи избираются населением данного района, областные судьи населением данной области и так далее. Экономических судьей пускай выбирают предприниматели или хотя бы ассоциация-палата предпринимателей. Ну в любом случае считаю, что в этот процесс надо вовлекать народ/предпринимателей, чтоб судьи несли ответственность и подчинялись народу, а не начальнику. Для этого судьи должны быть независимы. Без достижения независимости суда, реформировать судебную систему невозможно. Еще можно почерпнуть опыт западных стран по созданию коммерческих-частных судов. Эта практика широко распространена в Великобритании.
Если это реформирование заставит судебную власть соблюдать конституцию и законы Р. Уз, то жить станет легче.
Мирзаев М. Э.
Возможно это действительно прогрессивное решение. Однако, до сих пор не ясна самая существенная составляющая судебной реформы — а судьи кто и какую ответственность они несут перед гражданами и обществом за свои решения? И кто с них спросит за это? Где тот орган, государственный или общественно-гражданский, который имеет полномочия спросить с судей за их “грехи“ не этического, а процессуального характера и откровенного саботажа действующего законодательства? И каким образом, согласно ст. 15 ГК РУз, будут возмещаться гражданам убытки из-за их некачественного судопроизводства?
Хван Леонид Борисович
Когда прочел, что образуются административные суды, которые будут рассматривать административные споры, вытекающие из публично-правовых отношений, “а также дела об административных правонарушениях“, просто был поражен. Разве можно так дискредитировать административную юстицию. Суда, занимающиеся рассмотрением споров с публичными органами, вообще не могут заниматься делами в рамках КоАО, эти дела переводить в юрисдикцию судов по уголовным делам! Что же Вы делаете! Тогда уж лучше было оставить дела, вытекающие из обжалования административных актов в компетенции судов по гражданским делам. Там хоть развивалась практика на базе ГПК РУз. Административное правосудие — это когда к ответственности привлекается только государство, а смешение с ситуацией привлечения к ответственности граждан означает просто недоразумение какое-то. Почти 150 лет это было постулатом-аксиомой и вот теперь он низвергнут)))
Судебные органы не должны прислушиваться прокуроров и судьей, а должны строго подчинятся закону и вынести справедливые приговоры тщательно изучив все доказательтва. Невиновные люди не должны обвиняться. Надо дать народу “рычаг“ страховки от несправедливости судов или по другому говоря создать виртуальную инстанцию народного контроля спорных решений судов. Вот это заставит судов быть реально независимыми, подчинятся только законам и защищать законные права граждан. Например, редакция “газета уз“ опубликует спорное решение суда и все будут обсуждать в комментариях. Перед принятием решение этой инстанции суду объязать основоваться на мнение народа.
Я и моя семья уже более 7 лет страдаем от несправидливого приговора Уголовного суда города Бухары от 16 декабря 2010 года. У нас есть более пятьсот неопровергаемых доказательств невиновности. Начиная с предварительного следствия до сегодняшнего дня судьи не обращают внимание на мои доказательство. Если “газета уз“ согласится опубликовать несправедливый приговор, я бы в комментариях показал бы всем мои неопровергаемые доказательства. И после этого у суда не остается другого выбора как подчинятся закону и вынести оправдательный приговор.
А когда начнем выбирать судей? Только тогда судьи начнут принимать справедливые решения. Это и залог независимости судов. То что происходит в судах в настоящее время — нужные приговоры по указанию прокуроров и службы. Правильно сказал президент, что оправдательного приговора в истории независимого Узбекистана еще не было.
Кондюкова Марина Викторовна
Насчет военных судов не поняла. Это кажется трибуналы? Как гражданские судьи будут судить военных за нарушение устава, государственную измену, военные преступления? Насколько я понимаю, гражданские, административные, уголовные и военные преступления имеют разный статус и разную квалификацию. Разные по моральным, этическим и правовым нормам. Может просто нам не всю информацию подетально сообщили? И насчет выборности судей полностью согласна. Общественность должна знать, кому в руки дает власть решать казнить или помиловать. Еще хорошо было бы учредить суд присяжных, хотя бы по уголовным и административным делам.
Владимир Владимиров
Высший Хозяйственный Суд указан в ст 107 Конституции РУз. Менять Конституцию можно только после одобрения Олий Мажлиса в установленные сроки.
И вообще пора ввести в суды ВИДИО И АУДИО ФИКСАЦИЮ, что бы копия судебного процесса была на руках у двух сторон, у суда и у судимого. Вот тогда правосудие будут работать по конституции и в рамках закона, а за ошибки и неправомерные решения придёться отвечать.
И на счёт выбора судей я не согласен, судей должна назначать вышестоящая власть, и которая будет гарантом этих судей. Мы много повыбирали в махали, в депутаты, в олий мажлисы, а толку от них нет, они не хотят работать, ждут пинка с верху, а если и работают, то в своих интересах, и добиться от таких избранников чего либо, не представляется возможным. Вот благодаря вертуальной приёмной президента, их заставили шевелиться и работать, но не надолго.
to Белан А.Б: Вышестоящей власти не должно быть по определению. Каждая ветвь власти должна быть независима друг от друга, эта основа демократии.