Узбекистан намерен улучшить систему государственного управления и повысить открытость деятельности госорганов посредством механизмов электронного правительства. Об этом на сессии пресс-клуба «Выборы-2016» в пятницу сообщил первый заместитель министра по развитию информационных технологий и коммуникаций Шерзод Шерматов.

Для этого правительством поставлены несколько краткосрочных целей, в том числе вхождение в число 30 ведущих стран по индексу электронного правительства по методике ООН (сейчас Узбекистан находится на 80-м месте). Кроме того, Узбекистан намерен войти в первую 30-ку стран по индексу Всемирного банка «Ведение бизнеса» к 2020 году (сейчас республика на 87-м месте).

В рамках реализации программы по развитию системы электронного правительства на период до 2020 года продолжается разработка центральных баз данных физических и юридических лиц, автотранспортных средств, недвижимости и других. С их помощью государственные органы смогут улучшить взаимодействие и сократить сроки рассмотрения документов и запросов граждан и юридических лиц.

Создается центр обработки данных системы «Электронное правительство», который будет использоваться для комплексного управления информационными ресурсами, позволит снизить расходы и усилит информационную безопасность.

Электронное правительство будет развиваться на основе смарт-технологий, с полной интегрированностью интерактивных госуслуг и широким использованиям мобильных технологий. Соответственно, будут улучшаться качество широкополосного доступа к интернету и повышаться надежность телекоммуникационных сетей, отметил Шерзод Шерматов.

Среди других целей — масштабное обучение населения и субъектов предпринимательства компьютерной грамотности, чтобы они могли более эффективно пользоваться возможностями электронного правительства. Для расширения доступа населения к госуслугам по всей республике будут установлены интерактивные киоски. IT-специалистов мирового уровня по новым программам будет готовить Ташкентский университет информационных технологий.

Одним из главных «видимых» результатов работы по развитию электронного правительства первый заместитель министра назвал Единый портал интерактивных госуслуг (ЕПИГУ), запущенный в 2013 году. За неполные 3,5 года через портал было направлено почти 900 тысяч обращений. Кроме того, через него оказываются услуги по регистрации новых предприятий, оформлению внешнеторговых операций, получению справок и другие.

Ко второй половине следующего года должна заработать новая версия ЕПИГУ, которая предложит новые возможности гражданам и бизнесу и ряд по-настоящему интерактивных услуг. Другие примеры работы правительства по-новому — порталы по обсуждению нормативно-правовых актов и открытых данных.

Признаком демократизации общества и кардинального улучшения взаимодействия населения с госорганами. Шерзод Шерматов назвал открытую в конце сентября виртуальную приемную правительства. Благодаря работе онлайн-приемной наблюдается рост общественного доверия и снижение уровня бюрократии, а следовательно — возможностей для коррупцию. Чиновники становятся более внимательными к решению проблем граждан на местах.

«Реформы идут по принципу „снизу вверх“, в соответствии с запросами граждан. Статистика типов обращений помогает государству предвидеть тенденции и проблемы и реагировать на них», — подчеркнул представитель руководства Мининфокома.

В планах по развитию виртуальной приемной — подключение региональных и подведомственных подразделений госорганов, а также районных органов прокуратуры. Портал призван стать дружественной системой для населения и субъектов предпринимательства и имеет шансы стать образцовой моделью предоставления государственных услуг для других стран.