Развитие транспортных коммуникаций и транзитных мощностей в перспективе будет оставаться одним из важнейших факторов устойчивого экономического роста в Узбекистане. Об этом на первой Глобальной конференции по устойчивому транспорту в Ашхабаде в субботу заявил первый заместитель премьер-министра Узбекистана Рустам Азимов.

Продолжение реализации стратегии по созданию современной дорожно-транспортной инфраструктуры, интегрированной в международные коммуникационные сети, является одним из приоритетов проведения структурных реформ в стране, сказал он.

«В Узбекистане реализуют не только программу создания надежной единой целостной национальной транспортной системы, но и придают приоритетное значение обеспечению ее совместимости с основными направлениями и параметрами развития региональных и глобальных транспортных коридоров», — отметил Рустам Азимов.

В качестве примера он привел проект по строительству железнодорожной магистрали «Ангрен — Пап» с 19-километровым тоннелем через высокогорный перевал Камчик в Ферганской долине. С запуском линии завершено формирование единой железнодорожной транспортной системы Узбекистана и открыты перспективы создания транзитного коридора, связывающего регион Центральной Азии с Китаем кратчайшим путем.

Строителями и инженерами Узбекистана при финансовой поддержке Азиатского банка развития построена железнодорожная линия «Термез — Мазари-Шариф», которая в перспективе даст возможность для создания трансафганского транспортного коридора, обеспечивающего кратчайший выход стран Центральной Азии к Индийскому океану через порты Пакистана и Ирана. Кроме того, это внесет реальный вклад в восстановление экономики и инфраструктуры Афганистана, его более глубокое вовлечение в региональное торгово-экономическое сотрудничество, сказал первый вице-премьер.

Рустам Азимов отметил, что Узбекистан поддерживает инициативу Китая по созданию «Экономического пояса Шелкового пути». «Мы убеждены, что строительство в перспективе кратчайшего железнодорожного маршрута в Среднюю Азию позволит соединить в единую сеть регионы Юго-Восточной, Центральной, Южной Азии и Ближнего Востока», — сказал он.

По его словам, маршрут Великого Шелкового пути и сегодня продолжает оставаться «важнейшим глобальным трансконтинентальным транспортным коридором, вдоль которого проживает более 5 миллиардов человек, создается более 60% мирового ВВП и международной торговли, и Центральная Азия была и остается сердцевиной этого коридора».

Узбекистан также поддерживает намерение Пакистана присоединиться к международному транспортному коридору «Узбекистан — Туркменистан — Иран — Оман», сказал Рустам Азимов. О таком намерении на конференции заявил премьер-министр Пакистана Наваз Шариф. Соглашение о создании данного коридора было подписано именно в Ашхабаде в 2011 году.

Важнейшим условием обеспечения конкурентоспособности транзитных транспортных коридоров Рустам Азимов назвал формирование благоприятных условий и предоставление взаимных преференций при перевозках внешнеторговых грузов. К примеру, благодаря льготным тарифам, предоставляемым в портах Туркменистана и Ирана, объемы перевозок внешнеторговых грузов из Узбекистана в южном направлении выросли за последние два года более чем в два раза.

Первый заместитель премьер-министра отметил, что Узбекистан придает ключевое значение созданию современной логистической инфраструктуры. Совместно с Korean Air на базе аэропорта Навои создан международный интермодальный центр логистики, мощности которого позволяют обрабатывать до 1 миллиона тонн грузов в год. Сегодня через этот грузовой хаб осуществляется как трансконтинентальные авиаперевозки по 23 направлениям, так и региональные поставки грузов с последующей автомобильной и железнодорожной транспортировкой до конечных потребителей в страны региона.

Особую актуальность в настоящее время, по словам Рустама Азимова, приобретает обеспечение безопасности транспортных коммуникаций. «К сожалению, растут количество и масштабы транспортных катастроф, вызванных техногенными факторами. С каждым годом возникают новые риски и вызовы, связанные с террористической угрозой. В этих условиях считаем крайне важной активизацию международного сотрудничества, направленную на предупреждение и пресечение всевозможных рисков на транспорте, обеспечение безопасного и стабильного функционирования транспортных коммуникаций и инфраструктуры», — подчеркнул он.

Настало время «настоятельно ставить на повестку дня вопрос консолидации в международном масштабе усилий по развитию надежных, безопасных и эффективных транспортных коммуникаций, обеспечивающих устойчивое развитие наших стран и регионов», — сказал в завершение Рустам Азимов.

В первой Глобальной конференции по устойчивому транспорту участвуют представители правительств более 80 стран, агентств ООН и других международных организаций, гражданского общества и частного сектора.

В своем приветствии на открытой сессии конференции генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун отметил важность достижения устойчивости в области транспорта, которая будет способствовать инклюзивному росту, созданию рабочих мест, снижению уровня бедности, открытию рынков, расширению возможностей женщин и поможет обеспечить благосостояние уязвимых групп населения.

По данным ООН, сектор транспорта является источником ¼ всех выбросов парниковых газов. Каждый год более 1,25 миллиона людей умирают в дорожно-транспортных происшествиях, 90% из них — в развивающихся странах.