За первые 10 месяцев текущего года в Узбекистане зафиксировано 8104 дорожно-транспортных происшествия, что всего на 83 меньше, чем за такой же период прошлого года. Об этом сообщила в субботу газета МВД страны «На посту».

Из статьи в издании стало известно, что 10 ноября в Узбекистане стартовал двухмесячник безопасности дорожного движения. Однако если о двухмесячнике пожарной безопасности, проходящем параллельно, было широко объявлено через официальные СМИ, то об этом мероприятии, кроме ведомственной газеты, не сообщил никто. Нет никакой информации и на сайте самого Министерства внутренних дел.

Цели, преследуемые Главным управлением безопасности дорожного движения МВД в рамках двухмесячника, довольно обширные: «обеспечение безопасности дорожного движения, предупреждение ДТП, профилактика правонарушений среди водителей, пешеходов и детей, а также улучшение технического состояния транспортных средств, дорог и широкая пропаганда безопасного поведения на дорогах».

Как это будет достигнуто? Сообщается, что к проведению Дней безопасности дорожного движения привлечены сотрудники не только ГУБДД, но и других подразделений МВД, хокимиятов всех уровней, разных ведомств и организаций, а также органов самоуправления граждан.

«Созданы группы, которые постоянно проводят специальные рейды, выявляя грубые нарушения ПДД и обеспечивая безопасность на дорогах. В ходе таких рейдов ведется большая разъяснительная работа с водителями и пешеходами, совершившими правонарушения, в трудовых коллективах, учебных заведениях», — сообщают в ГУБДД.

Можно ли ожидать улучшения ситуации на дорогах за два месяца? В ГУБДД отмечают, что в ходе подобных месячников наблюдается «значительное снижение числа правонарушений и ДТП». По традиции будут отчеты о том, сколько рейдов проведено, сколько тысяч дорожных знаков установлено, где обновлена разметка, сколько бесед состоялось в школах.

Поставим вопрос по-другому: можно ли ожидать кардинального улучшения ситуации? Станет ли организация движения транспорта более продуманной? Появится ли везде разметка, будет ли достаточно знаков и светофоров? Будут ли пешеходы, особенно дети, более защищенными на дорогах? Повысится ли пресловутая культура поведения и появится ли уважение к Правилам дорожного движения (в статье «На посту» признается, что это «довольно сложная задача»)?

Есть основания полагать, что ситуация в целом останется такой же. И проблема не в низкой культуре поведения и незнании ПДД, которые чаще всего называются главными причинами нарушений на дорогах. Проблема кроется достаточно глубже, и решать ее предстоит не только ГУБДД, поскольку данная сфера — одна из тех, что касаются каждого человека и влияют на качество жизни, здоровье и безопасность людей.

Пора признать, что предпринимаемых в стране мер далеко не достаточно. Система обеспечения безопасности на дорогах, а также подходы к организации движения и обустройству дорог нуждаются в коренном пересмотре, и чем скорее это будет сделано, тем лучше.

Резкий рост количества автомобилей и последовавшее расширение улиц, в том числе через густонаселенные районы сделали дороги более опасными, а места проживания — менее комфортными. Превращение улиц в «скоростные трассы», как их называют власти, с километрами бессветофорного движения происходит на фоне упадка в сфере общественного транспорта и отсутствия внимания к развитию тротуарной сети.

Когда люди в столице и других городах вынуждены идти по проезжей части вместо тротуара, который разбит или которого просто нет, — это ненормально. Когда перед школами (!) на пешеходных переходах сбивают детей — это ненормально. Когда взрослые люди боятся ступить на «зебру», чтобы перейти восьмиполосную улицу и тем более отправить через нее детей — виновата не культура вождения, а те, кто одобряет наличие таких «зебр».

Когда пять-шесть (!) сотрудников милиции поджидают за перекрестком водителей, проехавших на желтый сигнал светофора, вместо того, чтобы отрегулировать светофор — это ненормально. Если для безопасности на дорогах, несмотря на постоянное присутствие большого количества сотрудников ДПС, нужны периодические рейды — это повод задуматься об эффективности работы системы в целом.

Когда из-за непродуманных разделительных заборов, ставших отличительной чертой городов страны, бьются машины и совершаются наезды на пешеходов — это сигнал, что пора остановиться и задуматься о необходимости таких заборов. Когда из-за повсеместного запрета на остановку и стоянку на широченных улицах водители вынуждены нарушать ПДД или парковаться на тротуарах — это повод искать решения проблемы.

Когда пассажиры автобусов годами жалуются на водителей, которые устраивают гонки на дорогах, но ситуация не меняется — это тоже сигнал. И это далеко не полный список наблюдений неспециалиста.

Настало время для решительных шагов. Нужны открытость и регулярная статистика (в последние несколько лет статистика по пострадавшим и погибшим в ДТП вообще не публикуется). Нужны общественные обсуждения на актуальные темы: по обустройству дорог, ограничению скоростного режима, пересмотру механизма применения санкций, совершенствованию ПДД и другие. Нужны масштабные информационные кампании, которых сейчас практически нет. Пора переходить от общих слов к делу.