Исполняющий обязанности Президента Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 5 октября подписал указ «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата».
Как говорится в официальном комментарии к указу, документ свидетельствует о переходе на качественно новый уровень государственной политики в данной сфере и направлен на усиление правовой защиты частной собственности, создание благоприятных условий и всемерную поддержку малого бизнеса и частного предпринимательства, а также повышение инвестиционной привлекательности Узбекистана.
В качестве важнейшего приоритета и первостепенной задачи государственных органов указ закрепляет «предоставление большей свободы малому бизнесу и частному предпринимательству, кардинальное сокращение вмешательства в их деятельность с концентрацией усилий на раннем предупреждении, повышении эффективности профилактики и недопущении правонарушений».
В этих целях государственным органам, прежде всего, правоохранительным и контролирующим структурам, поручено:
- обеспечить в своей деятельности безусловную реализацию установленных требований, а также принципа приоритета прав и законных интересов субъектов предпринимательства, в связи с чем критически пересмотреть свои функции и полномочия;
- обеспечить строгое выполнение требований норм законодательства об ответственности должностных лиц за незаконное вмешательство и воспрепятствование предпринимательской деятельности, ее необоснованное приостановление, а также возмещение непосредственно с виновных ущерба, нанесенного субъектам предпринимательства.
Данная норма обязывает государственные органы применять не только самые строгие меры дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, но и обеспечивать взыскание непосредственно с виновных работников ущерба, причиненного субъектам предпринимательства.
Реализация указанных мер направлена на недопущение инициирования и проведения незаконных проверок, особенно случаев необоснованного приостановления деятельности субъектов предпринимательства и причинения убытков вследствие неправомерных действий работников государственных органов.
Указом устанавливается ряд принципиально новых механизмов государственного контроля, направленных на обеспечение надежных правовых гарантий от необоснованного вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства.
В частности, с 1 января 2017 года вводятся такие беспрецедентные меры, как отмена всех видов:
внеплановых проверок деятельности субъектов предпринимательства, кроме проверок в связи с ликвидацией юридического лица, а также проводимых исключительно по решению Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов краткосрочных проверок на основании обращений физических и юридических лиц о фактах нарушений законодательства;
встречных проверок деятельности субъектов предпринимательства, в том числе по уголовным делам.
Таким образом, контролирующие органы теперь не вправе инициировать проведение внеплановых проверок. При этом, в целях обеспечения правовых механизмов защиты прав и интересов граждан сохраняется ограниченная возможность проведения краткосрочной проверки только на основании обращений физических и юридических лиц по фактам нарушений законодательства. Подобная проверка может проводиться исключительно по решению Республиканского совета, и ее продолжительность ограничена одним рабочим днем.
Наряду с этим, указ предусматривает такие кардинально новые меры, как освобождение от всех видов ответственности субъектов предпринимательства и их работников, впервые совершивших правонарушения при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, а также лиц, осуществлявших предпринимательскую деятельность без государственной регистрации, в случае возмещения ими причиненного ущерба и добровольного устранения последствий правонарушений в установленные сроки.
Кроме того, установлен запрет на применение в отношении субъектов предпринимательства уголовного наказания в виде лишения права на занятие предпринимательской деятельностью.
Указанные нормы не только исключают двойное наказание субъектов предпринимательства, но и предоставляют возможность гражданам, впервые совершившим правонарушения и загладившим свою вину, продолжить свою предпринимательскую деятельность без негативных последствий, что также призвано стимулировать их деловую активность.
В этой связи соответствующие изменения и дополнения будут внесены в Уголовный кодекс, Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, Налоговый кодекс и ряд других законов.
Для повышения инвестиционной привлекательности республики вновь созданным производственным предприятиям с иностранными инвестициями предоставляется право применения в течении пяти лет ставок налогов и других обязательных платежей, действовавших на дату их регистрации. Данная льгота распространяется на все предприятия с иностранными инвестициями вне зависимости от суммы инвестированных средств.
В целях усиления форм парламентского контроля за исполнением законов в сфере защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства намечается создание института Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства при Олий Мажлисе. Как показывает зарубежный опыт, данный институт играет важную роль в обеспечении правовой защиты субъектов предпринимательства, представления их интересов в отношениях с государственными структурами.
Указом утверждена Программа комплексных мер, предусматривающая реализацию 42 конкретных мероприятий по пяти наиболее приоритетным сферам ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защиты частной собственности и качественного улучшения делового климата.
В частности, в рамках совершенствования правовых основ по борьбе с коррупцией, снижения административных барьеров при взаимодействии государства и бизнеса, обеспечения открытости и прозрачности использования государственных ресурсов предусматривается принятие целого пакета законов, включая законы «О противодействии коррупции», «Об административных процедурах», «О государственных закупках» и «О государственно-частном партнерстве», на основе общепризнанных международных стандартов.
В соответствии с программой будут внесены изменения и дополнения в закон «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов», Уголовно-процессуальный кодекс и другие нормативно-правовые акты для установления четкой правовой регламентации порядка назначения и проведения проверок по уголовным делам, единых и прозрачных механизмов.
Реализация данной меры позволит устранить причины и условия, способствующие незаконному вмешательству в деятельность субъектов предпринимательства, в том числе в рамках расследования уголовных дел.
Кроме того, программа предусматривает разработку предложений по дальнейшей либерализации норм уголовного законодательства, связанного с осуществлением предпринимательской деятельности, установлению единых критериев и оснований определения ущерба, нанесенного в результате совершения преступлений, а также незаконного вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства.
В сфере совершенствования системы налогообложения и таможенного дела, повышения инвестиционной привлекательности и международного рейтинга республики в Программе намечены мероприятия по разработке предложений и нормативно-правовых актов, направленных на:
внедрение передовых рыночных механизмов валютного регулирования и курсовой политики, современных принципов и механизмов регулирования банковской деятельности, упразднение барьеров, препятствующих осуществлению эффективной банковской деятельности;
улучшение качества и эффективности налогового администрирования;
отмену требования о постановке на учет экспортных контрактов субъектов предпринимательства в таможенных органах;
совершенствование правовых основ деятельности аудиторских организаций и налоговых консультантов по усилению ответственности за качество услуг и достоверность представляемых ими заключений, как один из основных механизмов предупреждения правонарушений и гарантий стабильной деятельности законопослушных субъектов предпринимательства.
В программе запланированы меры по усилению судебной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства путем поэтапной передачи судам функций и полномочий контролирующих органов по применению административных взысканий в отношении субъектов предпринимательства и их работников.
Реализация данной меры призвана устранить практику, когда контролирующий орган, осуществивший проверку субъекта предпринимательства, самостоятельно рассматривает дело об административном правонарушении, что естественно сказывается на беспристрастности и объективности рассмотрения административных дел.
Программа также включает мероприятия по внедрению в систему хозяйственных судов механизмов аудио- и видеофиксации судебных заседаний, а также публикации на вебсайтах принятых решений, освобождение от уплаты государственной пошлины субъектов предпринимательства при подаче заявлений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда.
В рамках внедрения системы «Электронное правительство» намечен комплекс мероприятий по ускоренному развитию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов, расширению бесконтактных форм взаимодействия субъектов предпринимательства с уполномоченными органами. В частности, программа предусматривает меры по расширению перечня государственных услуг, оказываемых исключительно через единые центры по оказанию услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно».
Наряду с этим, предусматривается критический пересмотр с учетом передового зарубежного опыта специальных нормативных документов, таких как технические требования (санитарные, экологические, градостроительные нормы и правила, правила пожарной безопасности, стандартизации и другие) с исключением неэффективных, устаревших и подменяющих рыночные механизмы норм.
«Реализация указа позволит обеспечить преемственность и последовательность курса, определенного Первым Президентом Республики Узбекистан по решительному устранению административных барьеров и искусственных преград на пути развития предпринимательской деятельности, как ключевого фактора устойчивого развития экономики страны», — отмечается в комментарии.
Если действительно получится осуществить эту программу, то по доходам на душу населения, Узбекистан станет самой богатой страной в мире.
Talib Karabaev
Классно
Media Media
Супер.
Радостоно видеть, как создаются необходимые условия для развития страны.
Бахадыр Абдуллаев
Надеюсь после принятия указанных законов, так же иницируется принятия закона “О государственной службе“. При этом, хотелось что бы в этом законе была введена норма декларирование доходов государственных служащих и близких родственников этих же чиновников. Не помешало бы ввести норму, в котором было бы указано что каждому государственному органу давалось бы общественная оценка работы, основанное на данных по обращениям юридических и физических лиц в режиме “on line“.
тепер судебние исполнителе прекрашат ставит штрафы над ООО 5 минималних
Комолиддин Зайниддинов
Все что делается к лучшему
Чикарилган конундан минатдорман.
Пускай по календарю осень, но запахло весной!!!
Очень правильный Указ, который позволит предпринимателям с уверенность в будущее развивать и расширять свою деятельность в Узбекистане. Но хотелось бы при этом соответствующего отношения предпринимателей к гражданам Республики.
Например: Фирма производящая мебель на дому, да очень хорошо но, что бы не забывало, что должно соблюдать санитарные и экологические нормы, шумовые показатели, которые прописаны Законами РУз. И не прикрывается этим Указом, и не выполнять выше указанные нормы в отношению жителей махали или дома. Что вы об этом думаете? И в конце концов принять закон об “Этике предпринимателя“.
Самое главное это соблюдение этих законов не только предпринимателей, а в основном контролирующие органы которым порой начихать на подписанные договоры, меморандумы, указы и другие действующие законы. До сих пор часто игнорируются при проверках заполнять книгу регистрации проверок хозяйствующих субъектов, утдвержденных приказами Мин. юстом, Генпрокуратурой, СНБ и ГНИ. Речь идет о том что никому нет дела заполняется ли эта книга хозяйствующего субъекта, никто не сопоставляет с актами предписаний и не контролирует без заявления субъекта. По моему уже много законов идеально поддерживающие частное делопроизводство и предпринимательства. И для этого наш Первый президент И. Каримов сделал всë необходимое. Дело опять же не в количестве таких законов, а в качестве контролирования, исполнения, соблюдения и правильного толкования. И повторюсь, не только хозяйствующих субъектов, а в основном КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ. Контролирующие органы просто навсего показывают письмо хозяйствующему субъекту адресованную от прокуратуры в рамках уголовного дела что должны проверить и всë, пошло поехало. Акты существуют в каждой организации а регистрации проверки в книге нет. По моему эту книгу регистрации проверок надо сделать видимым в онлайн режиме, что бы все и Генпрокуратура, Мин. юст, СНБ наблюдали в онлайн режиме что происходит в любом хозяйствующем субъекте.
Рустам Икрамов
Все это хорошо. Главное чтоб все наконец начало работать. Но главное в бизнесе это полное изменение работы банков, открытие свободной, свободнейшей конвертации и пересмотр таможенных барьеров. Так же надо пересмотреть все налоги. Если все это не будет сделано, то никакие указы ничего не изменят. И последнее. Сокращение госаппарата на 70 — 80%. Чем перекладывать бумажки пусть лучше идут в бизнес и начнут приносить пользу народу.
Для преодоления трудностей развития малого предпринимательства важно привлечь в представительные и исполнительные органы власти, предпринимателей которым хорошо знакомы проблемы бизнеса и пути их решения.
Анвар Касымходжаев
Все усилия надо направить на развитие малого и среднего бизнеса. Жаль, что этот указ не вступает в силу завтра или хотя бы с 1 ноября 2016..
Действительно, хороший Указ. Если для бизнеса открыть конвертацию, Узбекистан с его потенциалом станет вторым Китаем в СНГ, для это есть трудовые ресурсы, которые готовы трудиться и созидать.
Если б 20-25 лет был издан такой указ, мы бы может уже в рейтинге стояли рядом с Сингануром. А догонять всегда тяжелее. Но и теперь это справедливо.
Большой шаг вперёд! Но этих мер все равно мало, думаю, не мешало бы изучить основную причину правонарушений в бизнесе и принять дополнительные акты по тому чтобы предприниматели не шли на эти нарушения, чтобы выгодней было не нарушать..