Напряженный график, ответственность, вера в успех и огромное удовольствие, появляющееся у работников при виде того, как современные автомобили сходят с конвейера, чтобы продолжить свой путь по дорогам Узбекистана. Таким корреспонденты «Газеты.uz» увидели завод General Motors Uzbekistan, расположенный в Асаке (Андижанская область), в один из июньских дней.

Планерка, инструктаж по ТБ, разминка

Рабочий день на заводе GM Uzbekistan начинается в 8 утра. Многочисленные автобусы привозят на работу людей со всех окрестностей за полчаса. Используя стандартные пропуска, сотрудники втягиваются через проходную и расходятся по своим местам, чтобы начать новый трудовой день. Несколько минут на рабочую экипировку: она стандартная для всего персонала завода.

В 7:45 — ежедневная пятиминутка, на которой планируется трудовой день. Графики с планами здесь же, перед глазами. Каждый рабочий, мастер или бригадир наглядно представляет, чем будет занят в течение смены.

Обязательная физическая утренняя разминка в составе бригады, чтобы подготовить организм к напряженному труду… И добрая традиция — такое спортивное хлопанье по рукам товарищей. Словно футболисты перед матчем, нацеленные на победу.

Завод GM Uzbekistan по существу является градообразующим предприятием. Бытовал такой термин в эпоху великих строек, когда вокруг промышленных гигантов образовывались целые городские поселения, чья инфраструктура была неразрывно связана с градообразующим предприятием.

И хотя автомобильное производство появилось в Асаке значительно позже возникновения самого города, сегодня предприятие является его важнейшим жизнетворческим объектом. Только непосредственно на заводе работают более 8500 жителей Асаки и ближайших районов Андижанской области и Ферганской долины.

Кроме самого завода, осуществляющего полный цикл производства, существует целый ряд предприятий, участвующих в заводской программе локализации. На этих предприятиях, сконцентрированных вокруг автозавода, работают еще несколько тысяч людей.

Количество поставщиков GM Uzbekistan превышает 100, включая субпоставщиков. Основные — «Уз СеМюнг», «Уз Корам», «Автокомпонент», «Уз Донг Янг», «Уз Ханву», «Уз Донг Вон Ко», «Уз Донг Жу Пейнт», «Уз Тонг Хонг Ко», «Уз Часис» и «Автоойна», они выпускают топливные баки, штамповочные детали, бампера, детали интерьера, глушители, лакокрасочную продукцию, сиденья, фары и фонари, автомобильные стекла и т. д.

С конвейера автопредприятия сходят автомобили Matiz, Nexia, Cobalt, Lacetti и Spark. Модели выпускаются под брендами Chevrolet и Ravon (для некоторых экспортных рынков).

GM Uzbekistan также имеет предприятие в Ташкенте, где осуществляется крупноузловая сборка автомобилей Captiva и Malibu. На нем работает до сотни человек. Еще одно предприятие находится в Питнаке в Хорезмской области. Здесь производят Damas, Labo и Orlando и трудится до 1500 сотрудников.

Попасть на территорию GM Uzbekistan постороннему, даже если он прибыл по приглашению, — задача непростая. И дело здесь не в службе охраны, которая очень квалифицированная.

Инструктаж по технике безопасности (ТБ) — непременный атрибут нахождения людей на заводе. Его необходимо пройти, осознать и, главное, неукоснительно эту технику соблюдать.

Безопасность понимается как всеобъемлющее понятие. Как вести себя во время нахождения в цехах, при передвижении по территории завода — это такая облегченная версия инструктажа по ТБ для посетителей.

Инженер службы охраны труда, безопасности движения и экологии Мадамин Абдуллаев.

«Процедура обязательна для всех без исключения, — говорит инженер службы охраны труда, безопасности движения и экологии Мадамин Абдуллаев. — Без соблюдения определенных правил находиться на территорию завода, а особенно в цехах очень опасно, ведь даже транспорт, курсирующий между службами, передвигается согласно определенным правилам. И их обязан соблюдать каждый».

Рабочие и служащие проходят усиленные занятия по ТБ раз в два месяца. Благодаря этому каждый уясняет целый ряд правил, помогающих сохранить жизнь и здоровье на производстве. Предприятие работает без потерь рабочего времени из-за случаев травматизма уже в течение четырех лет — более 21 миллиона рабочих часов. Это впечатляет, учитывая напряженный заводской ритм.

«Сердце» завода — производственные цеха

Впечатляет и простота, с которой из рулонов стали, отдельных узлов и комплектующих рождаются автомобили. Хотя простота эта кажущаяся. За каждым процессом стоит напряженный многолетний труд ведущих мировых инженеров — создателей технологий, слаженность действий персонала и нарабатываемый годами опыт.

Не случайно рабочие, проработавшие здесь по два десятка лет, пользуются большим уважением и доверием коллектива. Среди ветеранов завода есть и Герой Республики Узбекистан — Хасанбой Касымов из управления технологии производства. На предприятии он работает с начала организации автомобильного производства и пользуется всеобщим уважением за свои знания и опыт.

Каждый рабочий день, каждый процесс требует полной самоотдачи, сосредоточенности и отточенности профессиональных навыков. В своем цехе каждый рабочий может легко заменить товарища практически на любом участке — квалификация позволяет. А бригадир способен встать на место каждого своего подчиненного.

Здесь, кстати, это частенько и происходит. Несмотря на серьезную автоматизацию процессов, за всем этим стоят люди. Ни один человек не может покинуть рабочее место без того, чтобы его не заменил бригадир. Каждая такая смена фиксируется официально. Производственная линия не останавливается ни на минуту, если не происходит каких-либо технологических сбоев.

Если такое случается, то для любого из цехов это настоящее ЧП. Вызываются немедленно аварийные бригады, специалисты-инженеры. Они ищут причины и стараются их устранить максимально быстро. Если проблема серьезна, ее в режиме онлайн решают уже с поставщиками оборудования. Вся система достаточно эффективна, и серьезные сбои в работе оборудования — явление крайне редкое.

Производственные цеха — «сердце» завода. Автомобиль в своем окончательном виде начинает формироваться в прессовом цеху. Их на заводе GM Uzbekistan два. Когда-то обходились одним, но увеличение производственных мощностей потребовало расширения, и шесть лет назад построили еще один, оснастив его полностью автоматизированными линиями пресс-машин корейского производства.

Здесь методом штамповки из рулонов листовой стали при помощи механических прессов формируются элементы кузовной части автомобилей. В новом цеху № 2 завода GM Uzbekistan практически весь процесс автоматизирован. За панелью управления — четыре оператора, которые при помощи мониторов контролируют процесс выполнения штамповки.

Штамповка производится из стали корейского и российского производства. Рулоны стали доставляются в цех со склада, их запас хранится и на производственных площадях. Еще до того, как запас подходит к концу, оператор заказывает со склада новую партию.

Еще одна особенность производства — постоянный контроль качества. После каждой операции — штамповка, сварка, покраска, сборка — специальный персонал проверяет соответствие выходящей продукции стандарту.

После штамповки такой процесс проводят по каждой детали в три этапа: сначала визуально, потом с помощью рук (органолептический метод-контроль), затем специальным камнем в масле проходится поверхность, вызывающая подозрения, после чего можно увидеть даже самую незначительную вмятину. Такая тройная проверка исключает прохождение дефектной детали на следующую технологическую линию.

Иззатбек Туйчиев — оператор, проверяющий продукцию штамповочных машин на качество. В смену через его руки проходят до 2000 элементов кузова, дверей и капотов.

«Работа очень ответственная, — говорит он. — Ведь не выявленный в самом начале дефект может всплыть при следующем технологическом процессе, и тогда уже на его устранение понадобится гораздо больше времени и сил».

«Четыре оператора работают на каждой пресс-машине, только контролируя качество выпускаемых деталей, — добавляет начальник пресс-цеха № 2 Улугбек Атхамов. — Сейчас мы внедряем систему встроенного качества BIQ III, нацеленную на предотвращение ошибок в производстве».

BIQ III (Build In Quality — Встроенное качество, уровень 3) — глобальная система производства (GMS), которая подразделяется на пять основных принципов: вовлеченность персонала, стандартизация, интегрированное качество, краткий срок выполнения и постоянное усовершенствование. Обеспечивает единство высоких стандартов безопасности и качества, позволяет разрабатывать и применять лучшие процессы, методы и технологии. С помощью этого способа контроль за качеством внедряется непосредственно в производственный процесс для выявления и предотвращения дефектов, также предусматриваются меры против повторного появления дефектов.

Отдельная тема — абсолютная чистота, регулярно поддерживаемая в цехах. Специальным раствором полы протирают несколько раз в день. Мельчайший комок грязи, попадая на поверхность детали, способен нарушить процесс штамповки или окраски. Это, конечно, обнаружат и исправят, но потребуются дополнительные затраты либо приостановка линий.

Следующий процесс — сварочный цех. Здесь будущие автомобили приобретают свою первоначальную форму. При помощи различных видов сварки элементы кузова крепятся друг к другу.

Технология достаточно сложная, требующая от рабочих большой сосредоточенности и точности движений. На особо важных участках основной процесс автоматизирован, и работа производится роботами последнего поколения: штамповка — 82%, сварка — более 40%, окраска — 45%, сборка — 40%. Кроме роботов здесь работают сварщики, слесари-сборщики, смазчики, рихтовщики по металлу и представители других вспомогательных профессий.

Ну и, конечно, постоянный контроль качества за каждым процессом. Ведь именно здесь закладывается основа будущей безопасности пассажиров автомобиля. Кузов тщательно проверяется на возможное наличие изъянов на всех этапах прохождения линии.

По каждому обнаруженному случаю дефекта следует немедленная реакция. Если такое происходит из-за человеческого фактора, недостатка профессиональной подготовки, проводится дополнительное обучение. Если проблема технологическая, привлекаются специалисты отделов технологии производства, инженерной продукции и качества.

Сплоченный коллектив

Работать на завод GM Uzbekistan приходят уже во многом подготовленные специалисты, выпускники специализированных колледжей, один из них — автомобильно-промышленный — находится тут же, в Асаке, или Туринского политехнического университета в Ташкенте.

Ежегодно Асакинский автомобильно-промышленный колледж предоставляет заводу GM Uzbekistan до 200 студентов-практикантов, часть из которых после окончания колледжа вливается в дружный коллектив. Другие находят работу на предприятиях, изготавливающих запчасти по программе локализации.

Обучение практикантов на заводе проходит под руководством опытных наставников. Новичкам предстоит не только в совершенстве овладеть выбранной профессией, как в практической, так и в теоретической части, но и поработать на различных участках цеха. Многие сегодняшние руководители производств также начинали знакомиться с профессией с работы на производственной линии.

«Самое главное при приеме на работу — огромное желание соискателя работать в этом коллективе на этом предприятии, — утверждают сотрудники дирекции по персоналу. — А при желании человек может преодолевать любые трудности: и учебу, и напряженный ритм работы».

Есть на заводе и такие, кто, начав работать в цехах, самостоятельно изучил английский язык и поступил в Туринский университет в Ташкенте, чтобы через несколько лет вернуться на родное предприятие специалистом более высокого уровня.

В процессе обучения большую роль играет заводской учебный центр. Он занимается не только подготовкой молодых специалистов, но и постоянным повышением квалификации уже работающего персонала. Все обучение ведется по разрабатываемым на год учебным планам и касается всех — от рабочих до руководителей производственных участков.

Чтобы процесс повышения квалификации был эффективен, проводится квартальное и годовое обучение работников. Получаемые теоретические и практические знания каждый подтверждает перед аттестационной комиссией — как за партой, так и в цеху, на рабочем месте.

Есть возможность повышения квалификации за рубежом. Многие сотрудники завода — мастера и руководители участков — побывали на предприятии GM в Южной Корее.

Сравнивая производственные процессы в разных регионах мира, сотрудники утверждают, что GM Uzbekistan ни в чем не отстает от таких же предприятий за рубежом — ни в автоматизации процессов, ни по качеству продукции.

Ответственность за свою работу и дисциплина на рабочем месте — отличительная характеристика сотрудников завода. Здесь внедрена система поощрений и наказаний за дисциплинарные поступки. Последнее, по словам работников, применяется крайне редко, хотя человеческий фактор полностью исключать нельзя.

Зато система поощрений работает эффективно и стабильно влияет как на увеличение производственных показателей, так и на улучшение качества автомобилей. Не последнюю роль играет поощрение за внедрение рационализаторских предложений. Экономический эффект от таких предложений существенный.

Начальник цеха окраски Икболжон Жураев демонстрирует кубок, полученный цехом на соревновании по внедрению рационализаторских предложений.

Проводятся и соревнования — на лучший производственный участок или лучшую бригаду. Победители награждаются денежными премиями или ценными подарками. Специальные кубки цеха получают как за победы на спортивных площадках, так и в соревнованиях рационализаторов.

Выдержать ежедневный напряженный рабочий ритм — задача трудная. Тем более что работать приходится постоянно с полной отдачей. Однако для тех, кто любит и умеет работать, создаются хорошие условия для отдыха и восстановления организма.

Первостепенно для поддержания хорошей формы используются регулярные занятия спортом. Для сотрудников завода работают спортивные площадки, где можно поиграть в футбол, волейбол и просто заняться оздоровительной физкультурой. Спортивные состязания — еще один способ соревнований между цехами. Завоеванные на них кубки являются гордостью коллективов, и борьба за их обладание ведется нешуточная.

Раз в год каждый сотрудник проходит полную медицинскую проверку, при необходимости поправить здоровье предоставляются путевки в санаторно-лечебные учреждения, причем львиную долю оплачивает профсоюзная организация.

На заводе налажено отличное питание для персонала. В перерывах для приема пищи работают три столовых, обеспечивающих сотрудников добротным и высококалорийным питанием: первым, вторым, третьим и обязательным витаминным салатом.

Заботятся на заводе и о бытовых условиях для работающих сотрудников. На средства завода строятся многоквартирные дома и коттеджи, для выкупа которых предоставляются льготные кредиты. Многие из сотрудников уже воспользовались этой возможностью, другие ждут, чтобы поучаствовать в программе кредитования жилья. Все это еще более сплачивает коллектив, заставляет дорожить своей работой и гордиться результатами своего труда.

Удержание кадров — приоритет

Производственные планы на текущий год завода GM Uzbekistan значительно снижены, практически на 50% (с 300 тысяч авто до 150 тысяч). Связано это не с текущими производственными показателями — завод при необходимости в состоянии нарастить производство.

Кризисные явления, все заметнее проявляющиеся в странах — основных потребителей продукции GM Uzbekistan, — заставляют маркетологов предприятия корректировать планы, чтобы не работать в убыток.

В 2015 году на 35,7% «просел» автомобильный рынок в России, являвшейся крупнейшим потребителем продукции узбекистанского автомобилестроения за рубежом. Это продолжается уже третий год подряд. Не лучше дела обстоят и в Казахстане, где продажи автомобилей за прошлый год упали на 40,4%. В этом году прогнозируемое аналитиками падение продаж составит там 28%.

Несмотря на снижение объемов производства, сокращения персонала Асакинского завода не последовало и не планируется, отмечают представители кадрового менеджмента.

«Произвести такое сокращение довольно легко, а набрать потом на работу достаточное количество специалистов подобного уровня — задача непростая и очень трудоемкая, — отмечает представитель дирекции по персоналу Бахтиёр Норматов. — Персонал, не занятый на рабочих местах, сейчас проходит обучение по пяти принципам глобальной системы производства для достижения BIQ III, что в дальнейшем будет способствовать увеличению эффективности работы завода».

Начальник секции по набору и адаптации персонала дирекции по управлению персоналом Бахтиёр Норматов.

Не повлияло сокращение производства и на уровень заработной платы специалистов завода. Сохранение высококвалифицированного коллектива — приоритет политики руководства GM Uzbekistan.

«Некогда поднять упавшую деталь»

Один из этапов производства автомобилей — цех покраски. Внешний вид — всегда важная часть коммерческой составляющей. Но не менее важна внутренняя обработка кузова, которая дает дополнительную защиту.

Будущие автомобили поступают сюда после сразу после сварочного цеха. Здесь проводится антикоррозийная грунтовка, обработка герметиком, окраска и лакировка кузовов.

На процессе в три смены трудятся почти 600 работников. За смену окраску проходят до 200 кузовов, хотя максимальная мощность цеха многим больше — до 50 автомобилей в час.

В цеху используются 12 цветов краски. Наиболее популярным остается белый цвет, за ним следует «сильвер». Предпочтение у отечественного покупателя имеют именно эти неброские цвета. На экспорт больше поступают автомобили ярких расцветок.

Дефекты в процессе окраски выявляются и исправляются прямо в цехе, рассказал Озодбек Эгамбердиев, заместитель начальника цеха покраски.

В ходе покраски кузов перемещается по конвейеру на специальных тележках через весь цех, проходя по очередности по всем технологическим процессам окраски. Потому и передвигаться по территории нужно по специально нарисованным дорожкам и следуя сигналам светофоров, предупреждающих о приближении механического агрегата.

Из средств защиты — специальные комбинезоны, обувь и система очистки, когда мельчайшие частицы пыли и краски удаляются при помощи текущей воды. На некоторых участках работают в специальных респираторах и очках, защищающих сотрудников.

Часть процессов окраски и грунтовки автоматизирована. Роботы с помощью специальных программ настраиваются на типы попадающих на участки кузовов и прокрашивают все участки.

Мастера участков наблюдают за безопасностью работы сотрудников и качеством окраски, корректируя работу при необходимости. Такое случается, когда при последующей сборке обнаруживаются дефекты окраски. Все ошибки в работе разных участков обсуждаются на специальных митингах по качеству.

Здесь же в цехе расположен учебный класс, где мастер Илхомжон Султанов проводит обучение сотрудников. Свое мастерство он повышал на автозаводе в Южной Корее, в совершенстве знает все процессы работы окрасчика и много может рассказать о потенциальных рисках и повторяющихся дефектах в работе. Султанов передает свои знания молодежи. Но учиться у него не считают зазорным и специалисты с многолетним стажем, ведь современная конкуренция на рынке подразумевает постоянное совершенствование качества, а значит — технологических процессов.

Цех сборки — завершающий этап создания автомобилей. Здесь идет конвейерная сборка будущих покорителей дорог. Установка двигателей, электрооборудования, оснащение салона. Здесь каждый участок — ответственный и требует максимальной отдачи от всего персонала.

Заготовки кузовов опускаются с потолка, после цеха окраски и, по мере прохождения линий сборки, приобретают законченный вид автомобиля, полностью оборудованного согласно комплектации.

В комплектацию выпускаемых автомобилей входят узлы и детали, произведенные в разных странах. Их доставляют со всех концов света — из Южной Кореи, России, Китая, Индии, Мексики, Италии, Бразилии, США, Турции… Всего в изготовлении узлов для узбекистанских машин участвуют более 120 компаний.

На одной линии могут находиться автомобили нескольких марок, каждый имеет свой набор комплектующих, а сборка осуществляется по данным, высвечивающимся на мониторе компьютеров.

Затор на одном участке вполне может задержать всю линию сборки, поэтому отвлекаться на разговоры рабочим некогда. Свой технологический процесс закреплен за каждым участком. График работы настолько плотный, что даже поднять упавшую деталь физически некогда. Для этого вызывается мастер.

На завершающем этапе цеха сборки автомобиль проходит полный контроль всех систем, после чего выставляется для окончательных испытаний специалистами управления качеством.

Последние отвечают за качество готовой продукции. Автомобили здесь проверяются глазами потребителей. Их внимание сосредоточено на возможных внешних и функциональных недостатках. На контроле качества в каждой смене работает по 13 человек (1 груп-лидер и 12 инспекторов-контролеров).

Начинается все с визуального контроля соответствия количества указанных в комплектации деталей, буквально по номерам каждой, и заканчивается проверкой на динамической дороге, где проверяются звуки, издаваемые креплениями автомобиля, обшивкой, задним стеклом, сварочными точками, шасси, двигателем.

При обнаружении какого-либо дефекта сведения о нем вносятся в специальную программу, и автомобиль возвращается на доработку. Другими словами, такая продукция через систему контроля качества не пройдет.

После этого контролеры передают автомобиль в отдел продаж, а оттуда они поступают в автосалоны и непосредственно потребителю.

Автомобили, выпускаемые на заводе GM Uzbekistan, не только завоевывают автодороги страны, но и пользуются хорошим спросом за рубежом.

Этому способствуют и оптимальное соотношение показателей «цена-качество», и разнообразная линейка продукции, и продуманная маркетинговая политика, позволившая найти свою нишу на внешнем рынке.

Заканчивается рабочий день, сотрудники покидают производство, чтобы завтра вернуться.

Для страны-новичка на рынке автоиндустрии успешная работа такого завода — показатель несомненного технологического роста. Нет сомнения, что традиции автомобилестроения, начавшие развиваться в Узбекистане чуть более двух десятков лет назад, будут продолжены и развиты.

Видео