Заместитель директора по науке Государственного музея искусств Узбекистана Джахонгир Темирходжаев в статье в газете «Народное слово», опубликованной в Международный день музеев, рассуждает о причинах падения интереса публики к музеям и способах увеличения их посещаемости.

«Музей — одно из самых доступных и посещаемых учреждений культуры. Являясь неисчерпаемым кладезем духовности, он осуществляет культурную, образовательную и научную функции. Однако в последнее время все чаще встает вопрос о пересмотре его роли в воспитании подрастающего поколения. На первый план выходит понятие „гедонистическая“ концепция, согласно которой культура должна доставлять удовольствие, развлекать, успокаивать. В связи с этим маркетинговые технологии все активнее входят в музейную сферу», — пишет Джахонгир Темирходжаев.

Сегодня многие музеи мира переживают падение интереса публики. Этому есть много объективных и субъективных причин. По мнению замдиректора музея, это, помимо прочего, развитие новых информационных технологий, в частности, распространение интернета, а также индустрии развлечений, поглотившей часть потенциальных музейных посетителей.

«Значит, перед музеями стоит актуальная задача не только привлечь в свои стены новую аудиторию, но и сделать все возможное, чтобы пришедшие пришли вновь. Доступ к музейному собранию, условия для самообразования и общения, творчества и проведения досуга, предоставление информации, помощь в образовательной и просветительской деятельности — вот далеко не полный перечень тех услуг, которые может и должен предлагать музей», — отмечает Джахонгир Темирходжаев.

«Основными посетителями музеев у нас, как впрочем, и везде, являются иностранные туристы и организованные группы школьников. Как правило, люди не ходят в музеи, поскольку не знают об их существовании». Помощником в этом деле могут стать СМИ, телевизионная реклама, ролики, интернет, подчеркивает он.

Как правило, музеи в Узбекистане финансируются из госбюджета. «Помимо основной своей деятельности — выставочной, музеи могут предложить посетителям книги, каталоги, буклеты и другую полиграфическую продукцию, связанную непосредственно с тематикой культурного учреждения, а также видеофильмы, слайды и другое… Важно организовать места, где посетитель может присесть, чтобы полюбоваться картиной или просто отдохнуть. Разумеется, все экспонаты должны иметь этикетаж, желательно на нескольких языках, набранный шрифтом, читаемым без напряжения зрения».

Джахонгир Темирходжаев также предложил рассмотреть возможность изменения времени работы музеев, поскольку оно совпадает с рабочим временем в организациях и на предприятиях.

Музеям в туристских центрах стоит договориться о включении в маршруты туристических компаний. Другие способы привлечения зрителя — встречи у музейных полотен с художниками, создавшими их, культурно-просветительские мероприятия, проведений разных экспозиций в выставочных залах, отметил представитель руководства Госмузея искусств.

Большим успехом у посетителей пользуются ремесленные мастерские при музеях. Некоторые музеи, в том числе в регионах, могли бы организовать небольшие гончарные или ковроткацкие мастерские или предоставить место для вышивальщиц, резчиков по дереву, где на глазах у публики работали бы ремесленники, изделия которых можно было бы тут же приобрести. При крупных музеях можно оборудовать реставрационную мастерскую, которая может заниматься не только реставрацией экспонатов, но и выполнять заказы коллекционеров и проводить атрибуцию художественных произведений, считает Джахонгир Темирходжаев.

Напомним, что согласно постановлению Кабинета Министров «О мерах по обеспечению доступности государственных музеев детям и их родителям» от 11 июля 2014 года два дня в неделю — во вторник и пятницу все государственные музеи Узбекистана принимают детей в возрасте до 18 лет и сопровождающих их родителей (или заменяющих их лиц) бесплатно. Кроме того, ежегодно 2-8 сентября в стране проводится Неделя музеев, в эти дни (как и в день музеев — 18 мая) музеи работают бесплатно.