В последнем отчете Всемирного банка «Doing Business» Узбекистан по индикатору «Регистрация бизнеса» занял 42-е месте, поднявшись на 22 позиции по сравнению с показателем предыдущего года. Если по итогам 2014 года для регистрации бизнеса необходимо было пройти 7 процедур, то по итогам 2015 года это число снизилось до 5. Срок регистрации сократился с 7,5 дней в среднем до 6,5.

Эксперты проекта ПРООН «Бизнес-форум Узбекистана (фаза III)» связывают такой заметный скачок с несколькими факторами. Во-первых, это проведение масштабных реформ согласно указу Президента от 7 апреля 2014 года, включая внедрение механизма государственной регистрации субъектов предпринимательства через интернет. Механизм был внедрен постановлением Кабинета Министров от 25 ноября 2013 года и определил порядок одновременной постановки регистрирующим органом вновь созданного предприятия на учет в органах налоговой службы и статистики через интернет в процессе регистрации. Таким образом была усовершенствована процедура постановки на учет в налоговых органах и присвоения статистических кодов в процессе госрегистрации.

Во-вторых, внедрение услуги по регистрации бизнеса на Едином портале интерактивных государственных услуг (my.gov.uz) значительно упростило процесс открытия бизнеса в Узбекистане, сделав услугу существенно доступнее. Согласно законодательству функции регистрирующего органа выполняют единые центры по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно», обеспечивая доступность, повышение прозрачности и качества государственных услуг. Поскольку постановка на учет теперь осуществляется через интернет исключительно регистрирующим органом в процессе государственной регистрации, Всемирный банк при оценке этого индикатора исключил две процедуры — постановка на учет в органах статистики и налоговой службы. Данные изменения повлияли и на сокращение сроков регистрации на один день.

Проведение реформ на этом не завершено. Торгово-промышленная палата Узбекистана при поддержке проекта «Бизнес-форум Узбекистана (фаза III)» продолжает разработку предложений по кардинальному реформированию системы регистрации бизнеса. Как сообщили «Газете.uz» в пресс-службе проекта, в рамках задач, определенных указом Президента от 15 мая 2015 года, подготовлены предложения по коренному реформированию системы государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства.

Предлагаемая система позволит зарегистрировать предприятие в режиме онлайн в течение 30 минут. При этом она освободит заявителей от необходимости физического посещения регистрирующего органа, кассы банка для оплаты государственной пошлины за регистрацию, что также снизит косвенные расходы заявителей.

С учетом реформ по реализации онлайн-постановки на учет в накопительной пенсионной системе, внедрение этого механизма приведет к значительному повышению международного рейтинга республики по индикатору «Регистрация бизнеса» (см. инфографику ниже).

Нажмите для увеличения.

По предварительным оценкам экспертов совместного проекта, в соответствии с методикой ВБ, регистрация бизнеса в Узбекистане может осуществляться в две процедуры (первая — регистрация в режиме реального времени, с оптимизацией всех процедур, вторая — открытие банковского счета). Процесс открытия предприятия, с учетом всех формальностей, связанных с началом ведения бизнеса (сюда входит резервирование фирменного наименования, уплата государственной пошлины за регистрацию, получение свидетельства о регистрации и зарегистрированных учредительных документов, изготовление печати, постановка на учет в налоговых органах, органах статистики и Народном банке, а также открытие расчетного счета в банке), может занимать один день. Количество представляемых в регистрирующий орган документов может сократиться с шести до двух для юридических лиц-субъектов предпринимательства и с шести до одного — для физических лиц, регистрирующихся в качестве индивидуальных предпринимателей.

В дальнейшем предлагается на основе опыта Сингапура и Республики Корея рассмотреть возможности по стимулированию субъектов предпринимательства для активизации использования ими интерактивных государственных услуг как формы бесконтактного взаимодействия. Например, широкомасштабное развитие сектора ИКТ в Узбекистане позволяет установить порядок применения дифференцированных ставок государственных пошлин (сборов и иных платежей) за оказание государственных услуг. Это значит, что в случае обращения через сеть интернет, в частности, через Единый портал интерактивных государственных услуг, размер пошлин будет снижен.

Реализация предлагаемых мер будет способствовать значительному снижению бумажного документооборота, сокращению сроков рассмотрения государственными органами заявлений и принятия по ним решений. Среди других преимуществ будут активизация использования бесконтактного метода взаимодействия заявителей с работниками государственных органов через интернет взамен явочного порядка обращения, а также стимул для потребителей государственных услуг самостоятельно повышать ИКТ-грамотность.