Президент Узбекистана Ислам Каримов 11 апреля подписал закон «О парламентском контроле», принятый Законодательной палатой Олий Мажлиса 10 марта и одобренный Сенатом 31 марта. Закон вступает в силу с 12 апреля.

Согласно закону, объектом парламентского контроля считается деятельность органов государственной власти и управления и их должностных лиц по исполнению Конституции и законов, решений палат парламента и их органов, государственных программ, а также по реализации возложенных на них задач и функций.

Парламентский контроль могут осуществлять палаты парламента, их комитеты и комиссии, фракции политических партий, депутатские группы и депутаты Законодательной палаты, члены Сената, а также Уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека (омбудсман).

Парламентский контроль может осуществляться в форме заслушивания отчетов премьер-министра, Счетной палаты, генерального прокурора, глав Госкомприроды и Центробанка, информации членов правительства и руководителей госорганов, рассмотрения исполнения и принятия госбюджета, а также парламентских запросов, запросов депутатов и сенаторов, парламентского расследования и т. д.

Парламентские расследования могут проводиться в целях изучения конкретных фактов или событий, посягающих на наиболее важные интересы общества и государства, способные оказать негативное воздействие на основы безопасности и устойчивое развитие страны.

В законе отдельно указывается, что для осуществления парламентского контроля за деятельностью органов прокуратуры палатами Олий Мажлиса создается специальная комиссия Сената. Такая комиссия была сформирована на последнем пленарном заседании верхней палаты парламента (ее состав до сих пор не опубликован).

Результатами парламентского контроля могут стать внесение на рассмотрение Президента предложения об отставке члена правительства, внесение предложений и рекомендаций в госорганы по повышению эффективности их деятельности, а также о привлечении к ответственности или освобождении должностных лиц, обращение к госорганам и должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению нарушений прав и интересов граждан и других нарушений законодательства.

Субъекты парламентского контроля также могут инициировать разработку проекта нового акта законодательства или пересмотр действующих актов.

Законом установлено, что заседания палат Олий Мажлиса и их органов по рассмотрению результатов парламентского контроля проводятся открыто и гласно, и эти результаты могут быть опубликованы в СМИ и на сайтах палат парламента. В то же время в случае необходимости может быть принято решение о проведении закрытого заседания.