В Государственном Академическом Большом театре имени Алишера Навои 24 февраля состоялась премьера балета Улугбека Мусаева «Томирис», сообщает НИА «Туркистон-пресс».

Спектакль, который ранее входил в репертуар ГАБТа и был поставлен известным хореографом — Народным артистом Узбекистана Ибрагимом Юсуповым, восстановлен и представлен в современных декорациях на сцене обновленного Большого театра.

Для балета «Томирис» создан специальный занавес с ликом легендарной царицы, на современном дизайнерском уровне выполнены декорации для нескольких сцен. Решения художника-постановщика балета, заслуженного работника культуры Узбекистана Зубайдулло Батырова придали новое дыхание знаменитому спектаклю.

Тема постановки — история борьбы племени саков за независимость. Действие балета переносит зрителя в VI век до н. э., когда на территории Средней Азии существовали могущественные государства Хорезм, Бактрия и Согдиана. Рядом с ними в Приаралье жили племена саков. Первые упоминания об этих племенах встречаются еще у древнегреческих историков Аристея, Геродота, Ктесия и других. В источниках подчеркивается свободолюбие, мужество и справедливость этого народа.

Один из эпизодов сакской истории связан с именем царицы Томирис. В балете отражена история о победе саков под предводительством Томирис над ахеменидским царем Киром, который подчинил своей власти земли от Ирана до берегов Средиземного моря.

В обновленном спектакле бережно сохранена изначальная хореография Юсупова. Как отметил в интервью агентству балетмейстер — заслуженный артист Узбекистана, Народный артист Каракалпакстана Замир Нурымбетов, это было главной целью в работе над спектаклем.

Образ главной героини воплотила заслуженная артистка Узбекистана Нозима Хасанова. Ее Томирис — воплощение заботы о своем народе, она любящая мать и сильная воительница одновременно. Интересен образ царя Кира в исполнении молодого артиста Замира Фазлутова — энергичного, жесткого, не видящего вокруг никого, кроме себя. Роль сына царицы Спаргапа исполняет Радион Исянов, противника царицы, зажиточного сака Фрада — Равшан Чарыев.

Музыкальный руководитель и дирижер постановки — заслуженный деятель культуры Узбекистана Фазлиддин Якубджанов, дирижер — Сиддик Гаибов, художник по костюмам — Лобар Палванова.