Проекты нормативно-правовых актов (НПА) — законов, постановлений палат парламента, указов, постановлений и распоряжений Президента, постановлений Кабинета Министров, решений органов власти на местах, а также НПА министерств, госкомитетов и ведомств — будут проходить антикоррупционную экспертизу. Методика проведения экспертизы утверждена Министерством юстиции Узбекистана (PDF).

Под антикоррупционной экспертизой понимается проверка проектов указанных выше документов на предмет выявления в их содержании коррупциогенных факторов, которые могут способствовать коррупционным проявлениям в процессе правоприменения.

Коррупциогенные факторы — это нормы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к физическим и юридическим лицам, а также пробелы в правовом регулировании.

Антикоррупционная экспертиза проводится органами юстиции в рамках правовой экспертизы. Ее задачами являются выявление в проектах коррупциогенных факторов, создающих возможность совершения коррупционных правонарушений, оценка последствий принятия НПА на возможность совершения коррупционных правонарушений, прогнозирование возможности рисков коррупционного характера в процессе применения НПА, разработка рекомендаций и принятие мер, направленных на устранение выявленных в проектах НПА коррупциогенных факторов.

При проведении антикоррупционной экспертизы используется как официальная, так и неофициальная информация. К официальной относятся НПА, международные договоры, официальные публикации, включая официальные ресурсы интернета, статистические данные и отчеты, а также судебная практика. К неофициальной информации отнесены сообщения СМИ, научные издания и неофициальные ресурсы интернета.

Сотрудник органа юстиции, проводящего антикоррупционную экспертизу, вправе знакомиться с документами, относящимися к предмету проектов, по которым проводится антикоррупционная экспертиза, и запрашивать дополнительные необходимые документы, а также уточнять нормы проектов, по которым проводится антикоррупционная экспертиза, и получать по ним соответствующие разъяснения.

Антикоррупционный эксперт обязан соблюдать требования по организации и проведению антикоррупционной экспертизы, при наличии оснований для самоотвода немедленно заявить об этом своему руководителю и не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с проведением экспертизы.

Антикоррупционная экспертиза может проводиться юридической службой разработчика или органа, принимающего НПА, а также органов, с которыми проекты должны быть согласованы. При ее проведении анализируются каждая норма или положение проекта, а также уровень соответствия его положений другим НПА в данной области.

Антикоррупционная экспертиза действующих НПА, а также международных договоров Республики Узбекистан и их проектов, также проводится в соответствии с утвержденной методикой.