29 октября на открытое обсуждение был вынесен проект Концепции Республики Узбекистан по открытым государственным данным на 2016-2020 годы. Документ разработан Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с проектом ПРООН «Продвижение электронного правительства для улучшения качества предоставления государственных услуг». Все желающие могут дать предложения и замечания по улучшению концепции до 12 ноября.

Что такое открытые государственные данные?

Данные о расписании общественного транспорта в режиме реального времени, данные по госбюджету, статистика по социально-экономическому развитию страны — это только некоторые примеры государственных данных. Размещение этой и другой информации о деятельности госорганов в открытом доступе, без ограничений в использовании и в формате, пригодном для последующей обработки, лежит в основе идеи открытых данных.

Какие выгоды можно ожидать от открытых данных?

Во-первых, это развитие предпринимательства в стране. Мобильные приложения, созданные на основе открытых данных, могут стать источником получения прибыли и создания дополнительных рабочих мест. Во-вторых, это улучшение качества государственных услуг. С помощью открытых данных можно создавать электронные услуги для населения, которые могут сделать жизнь каждого гражданина лучше.

К примеру, экономический эффект от публикации открытых данных в области общественного транспорта Москвы оценивается в 58,7 млрд рублей (за счет более эффективного использования единиц техники, сокращения времени поездки на общественном транспорте, изменения времени ожидания на остановках и других факторов).

Открытые данные влекут за собой и повышение аналитического потенциала в стране. Представители пресс-служб госорганов, журналисты, студенты могут повысить качество своих трудов благодаря инструментам по анализу структурированных данных. Порой правильно построенный график или схема более понятны, чем несколько страниц текстовой информации. Общественным организациям открытые данные позволят осуществлять общественный контроль над ключевыми вопросами общественной жизни. Например, с помощью открытых данных была создана карта окружающей среды Европы.

Какова ситуация в Узбекистане?

В Узбекистане работа над открытыми данными началась сравнительно недавно в рамках работы по созданию условий для обеспечения доступа к открытой информации о государственных органах и их деятельности в соответствии с законом «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления». Несмотря на это, с декабря 2014 года было достигнуто несколько существенных результатов. В марте был создан Портал открытых данных (data.gov.uz), на котором централизованно публикуются массивы открытых данных органов государственной власти. На начало ноября на портале имелось порядка 600 наборов данных почти 60 организаций. Для сравнения — в Казахстане, где аналогичный портал был запущен в 2013 году, имеется 325 наборов данных.

Однако количество не всегда означает качество. Как отмечается в концепции со ссылкой на проведенный анализ, 17% всех наборов на портале не соответствуют требованиям по формату открытых данных, т. е. машиночитаемости. Кроме того, из 16 категорий данных, признанных на международном уровне («Хартия открытых данных» Большой Восьмерки и «Барометр по открытым данным» World Wide Web Foundation) как наиболее востребованные, только по 7 категориям публикуются данные правительства и только в 2 категориях имеются детализированные данные.

Отсутствуют данные в таких ключевых направлениях, как данные по маршрутам и расписанию транспорта, национальные реестры, перепись населения, геолокационные данные, метеорологические данные, государственные контракты, данные по недвижимости и т. д.

Каковы цели и задачи Концепции по открытым данным?

Сегодня практически во всех странах, где ведется работа по открытым данным, была разработана концепция (стратегия, программа) по открытым данным, в которой, как правило, определены страновые цели, приоритеты и задачи в данной области. Концепции по открытым данным приняты, например, в Японии, Южной Корее, Канаде, Малайзии и других странах.

Предлагаемая концепция призвана стать краеугольным камнем в системе среднего и долгосрочного планирования по направлению открытых государственных данных в Узбекистане. В ней ставятся стратегические задачи по решению ключевых вопросов в области открытых данных: совершенствование правовой среды для широкомасштабного внедрения открытых данных, публикация данных, пользующихся наиболее высоким спросом среди населения, формирование экосистемы пользователей открытых данных, внедрение дополнительных функциональных возможностей и другие.

В области закрепления нормативно-правовой основы концепция предусматривает совершенствование законов, регламентирующих доступ к информации о деятельности органов власти, для установления четкого определения «открытой» информации, устранения фрагментации, дублирования и наличия пробелов. В документе также отмечается необходимость формирования правовой основы для публикации геопространственных данных.

Другой задачей, предусмотренной концепцией, является усиление практики обнародования данных. Необходимо определить, что вся информация — текущая и историческая — в области социально-экономического развития страны, собираемая Государственным комитетом по статистике, должна публиковаться в детализированном виде, без предварительной обработки, в формате открытых данных.

В частности, необходимо законодательно закрепить, что вся информация, включаемая в Программу государственных статистических работ, утверждаемую ежегодно постановлением Кабинета Министров, должна носить формат открытых данных. Госкомстату, кроме прочего, рекомендуется повысить качество предоставляемой информации, синхронизировать сбор и своевременную публикацию информации.

Концепция ставит задачу по формированию и утверждению перечня данных, наиболее востребованных населением и бизнесом и обязательных к опубликованию. Важность этой задачи состоит в том, что при публикации открытых данных госорганы должны гнаться не за количеством публикуемых наборов, а за тем, чтобы публикуемые данные приносили максимальную пользу населению. Предполагается, что перечень будет состоять из: 1) данных, установленных международными экспертами в качестве «востребованных», и 2) данных, получивших наибольшее число запросов от граждан в ходе обследований общественного мнения в интернете, на Портале открытых данных и в социальных сетях.

Мониторинг деятельности госорганов в области открытых данных для поддержания наборов данных в актуальном состоянии и анализа соответствия требованиям качества является еще одной задачей, определенной проектом концепции. Необходима разработка методики мониторинга, где были бы четко прописаны критерии определения качества открытых данных, методов сбора информации и ответственные стороны.

Мировой опыт: примеры востребованных данных

Кластеры Наборы
Геолокационные данные
  • Топографическая информация.
  • Национальные карты.
  • Местные карты.
  • Адресный реестр.
Общественный транспорт
  • Расписание маршрутов общественного транспорта в режиме реального времени.
Преступность
  • Статистика по преступности в разрезе областей/городов/районов/видов преступлений.
Статистика
  • Основные национальные статистические данные, такие как демографические и экономические показатели (ВВП, уровень безработицы, население и т. д.) в разрезе областей/городов/районов/пола/возраста и т. д.
  • Данные переписи населения.
Государственные контракты
  • Данные по госзакупкам и контрактам (документы и подробности сделок).
Здравоохранение
  • Данные по оказываемым общественным услугам и их результативности на уровне больниц/клиник, местоположение.
  • Данные по выпуску лекарств.
Образование
  • Список школ, местоположение, данные по оказываемым общественным услугам.
  • Результативность школ.
Метеорологические данные
  • Метеорологические данные.

Международное развитие
  • Международные гранты, кредиты, выплаты.

Окружающая среда
  • Уровень загрязнения.
  • Потребление электроэнергии в разрезе областей/городов/районов.
Госбюджет
  • Проект национального государственного бюджета, планируемый к исполнению (в разрезе по доходам, расходам, секторам, ведомствам и т. д.).
  • Отчеты о фактических (исторических) национальных государственных расходах, детализированных в разрезе по месяцам.
Официальные реестры
  • Реестры компаний.
  • Реестры благотворительных организаций.
  • Реестры кадастровые/землевладений.
Данные по недвижимости
  • Объекты, выставленные на продажу.
  • Объем продаж.
  • Налоги с продаж.
  • Прочие данные по недвижимости.
Законодательство
  • База данных по всем нормативно-правовым актам.
Выборы
  • Результаты по избирательному округу/району для всех основных национальных выборов.
Проверки
  • Отчеты о проверках и официальные решения и постановления в форме, допускающей их многократное использование (например, санитарно-эпидемиологические проверки предприятий общепита).
Проект Концепции Республики Узбекистан по открытым государственным данным