Известный ташкентский театр Марка Вайля «Ильхом» открывает свой 40-й сезон. Художественный руководитель театра Борис Гафуров в интервью НИА «Туркистон-пресс» рассказал о том, что зрителям ждать в новом сезоне, и о роли театра в современном мире.

— Борис, позвольте начать с итогов прошедшего сезона. Что хотелось бы отметить?

— Начну с того, что завершившийся 39-й уже театральный сезон театра Марка Вайля «Ильхом» был непростым, впрочем, как всегда, но богатым на новые проекты. У нас не бывает простых сезонов. Каждый сезон, кроме новых творческих проектов, это ещё борьба за выживание. «Ильхом» был и остается независимым театром. Он не имеет государственных дотаций и живет только на те средства, которые сам зарабатывает. Но, несмотря на это, было сделано очень много. Вышло две премьеры. И как я и говорил в начале 39-го сезона, что ставка будет сделана на собственные силы, на молодых, так и сложилось. Например, Вячеслав Цзю, актер нашего театра, поставил спектакль «Золотой дракон» по пьесе известного немецкого драматурга Рональда Шимельпфенинга.

— Как актер Вячеслав уже давно и хорошо известен.

— Именно так, и в последние годы Слава очень интересно пробует себя в режиссуре. Тимур Шарафутдинов, выпускник нашего театрального института, поставил спектакль для детей и взрослых «Удивительное путешествие кролика Эдварда» по произведению Кейт ДиКамилло. Это довольно известная сегодня американская писательница, и сейчас Голливуд собирается снять фильм именно по книге «Удивительное путешествие кролика Эдварда». Еще один актер нашего театра Максим Фадеев пробует себя в режиссуре, в конце 39-го сезона прошло превью его спектакля «Приключение С» по мотивам произведения Гоголя «Записки сумасшедшего». Премьера спектакля состоится уже в октябре.

— Театр в последние годы славится и своими разовыми проектами. Что вы можете сказать о них?

— Прошедший сезон не стал исключением, мы осуществили несколько таких проектов в рамках спутниковых программ театра Ilkhom Roсk Fest, IlkhomJazzClub и «Дни современно зарубежной драматургии». Один из таких проектов, посвященный 70-й годовщине Победы, — «Этот поезд в огне» вызвал большой интерес публики и вошел в репертуар театра. Это антивоенный концерт, где мы собрали на наш взгляд лучшие антивоенные песни. Причем песни не военных лет, а более позднего периода.

— То есть, это песни, связанные с темой войны?

— Да, но в них не было никакой романтизации войны, воспевания героев. Уже невозможно слышать по новостям о войнах, новых моделях танков и самолетов, убийствах невинных людей. К сожалению, человечество не вынесло никаких уроков после Второй мировой и продолжает уничтожать себя в бессмысленных войнах. И мы попытались еще раз поговорить со зрителями, о том, что любая победа — это, прежде всего, сотни, тысячи, миллионы убитых людей и стоны оставшихся в живых. В проекте звучат песни Виктора Цоя, Бориса Гребенщикова, Юрия Шевчука и еще много известных песен прошлого и настоящего.

В начале 39-го сезона мы провели большую лабораторию молодых режиссеров при поддержке Швейцарского бюро по сотрудничеству, где принимали участие молодые режиссеры из Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. Завершением этой лаборатории стал проект «12 подвигов Геракла», он шел всего три дня и проходил на всей территории комплекса, в котором расположен «Ильхом». Зрители вместе с героями путешествовали на крышу, в разрушенные и, казалось бы, не пригодные для театрального действия помещения: ванная, грим-уборные, кабинет директора — все это стало пространством, где воплощались самые смелые идей молодых режиссеров из Центральной Азии.

Хотел бы сказать большое спасибо партнерам, которые уже на протяжении многих лет продолжают сотрудничать и поддерживать наш театр. Это Гёте-Институт в Узбекистане, Швейцарское бюро по сотрудничеству и торговая марка Nescafe Gold, которая очередной сезон продолжает быть другом театра. Без поддержки этих организаций нашему театру было бы совсем нелегко.

— Что нас ждет в юбилейном 40-м сезоне?

— Да, перейдем к 40-му сезону, мы не хотим называть его юбилейным, но все равно для нас это — значимая дата. И открываем мы его возвращением на сцену легендарного спектакля «Мещанская свадьба» Бертольда Брехта в постановке Марка Яковлевича Вайля. На сцену также возвращается легендарный актер нашего театра, прослуживший ему много-много лет, и являющийся одним из основателей театра «Ильхом» — Михаил Каминский, который вновь выйдет в этом спектакле в роли отца семейства.

— Какие еще интересные события ожидают нас в новом сезоне?

— У Марка Яковлевича в столе долгое время лежал материал под названием «Дело о любви и смерти», в котором соединены в одну три главные пьесы Александра Сухово-Кобылина: «Дело», «Смерть Тарелкина» и «Свадьба Кречинского». Мы планируем в новом 40-м сезоне воплотить замысел мастера на сцене. Это большой проект, в котором будет занято больше половины труппы театра.

Также в 40-м сезоне планируется два дипломных спектакля студентов 9-й Студии драматического искусства Марка Вайля «Ильхом».

В марте мы планируем выпустить премьеру спектакля очень интересного и талантливого режиссера из Новосибирска Анны Зиновьевой. Пока мы ведем с ней переговоры и ищем материал, который был бы интересен и театру и ей.

— Почему она?

— Я видел работу этого режиссера, когда мы были на фестивале в Алматы, и мне очень понравилось то, что она делает, как видит театр, как работает. И на мой взгляд Анна — режиссер очень близкий нам по духу.

— Постановка семейного спектакля «Удивительное путешествие кролика Эдварда» — новое направление в вашем театре. Насколько она вписалась в практику современного «Ильхома»? Ведь не секрет, что раньше у театра была исключительно взрослая аудитория. Какой была аудитория на этом спектакле?

— Этот спектакль не только вписался, мы просто почувствовали необходимость в нем. Необходимость того, что мы должны воспитывать своего зрителя. И несогласие с тем, что обычно сегодня предлагается в театрах и по ТВ детям. Вот отсюда и появилась та самая необходимость поговорить с юными зрителями о чем-то серьезном, о чем мы уже сами знаем про эту жизнь. Поэтому для постановки и была взята за основу сказка «Удивительное путешествие кролика Эдварда». Понимаете, она не ведет юного зрителя в некое сказочное государство с джинами, лешими и так далее, а наоборот — здесь сказочный персонаж кролик — это кукла фарфоровая, которая попадает в нашу с вами реальность. Путешествуя в нашем с вами мире, Эдвард узнает, что такое одиночество, лишение, предательство, смерть. Нам показалось, что с детьми надо разговаривать честно с самого начала.

— И что показал этот опыт?

— Спектакль пользуется большим успехом и собирает полный зал. Я сам папа и прекрасно понимаю, как сложно удержать внимание ребенка. Его хватает на три минуты, и потом уже нужно что-то новое. А тут на протяжении двух практически часов они сидят, слушают и не уходят. Это уже говорит о многом.

— У вас много задумок в театре, для их воплощения, безусловно, нужны средства, вложения, в том числе от тех, кого мы сейчас называем спонсорами. Кто они, на ваш взгляд, — современные потенциальные меценаты?

— На мой взгляд, это — бизнесмены, которые живут, имеют свой бизнес в этом городе, в этой стране и которые должны, наконец, понять, что поддерживать искусство — это их прямая обязанность. Культурная среда города, где они живут, и то, какой будет эта среда, когда вырастут их дети, зависит от них. К сожалению, пока у нас этого понимания нет. Это должно быть в ментальности человека. Театр — это не бизнес. И никогда им не был. Ни один театр в мире не может существовать на средства, которые зарабатывает. Даже самый популярный, самый роскошный.

— А не кажется ли вам, что театр как искусство устаревает, уходит в прошлое? Такого нет ощущения?

— На мой взгляд, сегодня в мире с театром происходит что-то интересное, очень дерзкое, очень смелое. Идут интересные эксперименты, поиск и нахождение нового языка. И может, кому-то это сложно понять, принять. Но именно сегодня, по моему мнению, театр актуален как никогда. Человек устал от интернета и виртуального общения, и именно театр — то место, которое может и должно предложить ему альтернативу и что-то живое.