Газета хокимията столицы Узбекистана «Тошкент окшоми» и Независимый институт по мониторингу формирования гражданского общества выступили с призывом ограничить количество автомобилей в свадебных кортежах и усилить контроль за деятельностью перевозчиков.

В статье «Дабдабали машиналарда туй сайлини утказиш бахт белгисими?» («Свадебные поездки на роскошных машинах — признак счастья?»), продублированной на сайте городской администрации, в очередной раз поднимается вопрос необходимости отказа от излишества, расточительства и помпезности в проведении свадеб и других мероприятий.

Авторы материала предлагают упорядочить деятельность лиц, занимающихся свадебными перевозками, ввести контроль за ценообразованием в этой сфере, обеспечить возможность оплаты услуг в национальной валюте и по пластиковым картам, а также ограничить количество автомобилей в кортежах.

Рекомендации основаны на результатах социологического опроса, посвященного изучению мнения студентов вузов Ташкента и их родителей о важности свадебных поездок и об используемых в кортежах автомобилях.

Большинство студентов мужского пола, принявших участие в опросе (общее количество участников не называется), сообщили, что предпочли бы в свадебном кортеже иномарки. При этом 20% будущих женихов хотели бы заказать более 10 машин, 70% — от 4 до 10 машин и 10% — не более 2.

Говоря о предпочтительных марках автомобилей, молодые люди называли Rolls-Royce Phantom, Mercedes-Benz W222, W221, W221 Pullman, BMW Z4, Porsche Panamera и Pontiac Solstice.

Изучение стоимости заказа указанных автомобилей показало, что она составляет от 2 млн до 6 млн сумов. 30% опрошенных сообщили, что эти услуги им оплатят родители, для 70% собрать нужную сумму будет нелегко.

Авторы статьи задаются вопросом: «Сегодня в Узбекистане выпускаются автомобили, отвечающие всем современным требованиям. Почему же отдельные молодые люди предпочитают в свадебных поездках зарубежные автомобили?» Ответ дали некоторые участники опроса: престижные иномарки повышают авторитет жениха.

Далее сообщается, что только у 35% респондентов финансовые возможности в семье позволяют заказать свадебные автомобили, у 65% желания не совпадают с возможностями.

Исследователи поинтересовались и мнением студенток. Выяснилось, что для 90% будущих невест важны не количество и марки автомобилей, а то, чтобы свадебные церемонии не создали трудностей для новой семьи.

Для девушек, судя по данным опроса, предпочтительнее автомобили отечественного производства. Вместо того, чтобы тратить деньги на зарубежные машины, лучше потратить их на бытовую технику и другие нужные в жизни молодой семьи товары, отметили участницы опроса.

Что касается родителей, на которых ложится основное бремя расходов, то 70% из них признались, что аренда свадебных автомобилей связана для них с финансовыми трудностями, 30% отметили, что для них важно желание ребенка.

85% опрошенных родителей оказались недовольными уровнем цен на аренду автомобилей, подчеркнув, что он не учитывает доходы разных слоев населения. Они также назвали удобным использование автомобилей местного производства.

Большинство родителей также назвали сложностью необходимость оплачивать услуги перевозчиков в иностранной валюте, в то время как зарплату они получают в сумах и на банковские карты. 85% заявили, что знают о незаконности деятельности физических лиц, оказывающих услуги в этой сфере, и отсутствии у них лицензий.

Авторы статьи отмечают, что среди молодежи становится все более популярным размещать в социальных сетях видеоролики с записью своих свадебных поездок. Это, подчеркивается в материале, способствует формированию нездоровой атмосферы среди сверстников, поскольку у молодых людей возникает желание сделать свою свадьбу еще круче и удивить всех еще больше. Во многих случаях страдают родители, которые не могут отказать своим детям.

В статье говорится о важности проведения разъяснительной работы среди молодежи о предпочтительности компактных и низкозатратных свадеб. Эту проблему необходимо обсуждать с участием общественности, регулярно поднимать в СМИ, призывают авторы.

Помимо широкого обсуждения влияния негативных проявлений «массовой культуры», проникающих из-за рубежа, нельзя забывать и о внутренних факторах, способствующих появлению разных видов «массовой культуры», подчеркивается в статье.