Только 4 из 600 низкопольных автобусов Mercedes-Benz Conecto Low Floor, используемых на пассажирских маршрутах Ташкента, полностью пригодны для пользования лицами с инвалидностью.

Это было выявлено в ходе мониторингового исследования прав людей с инвалидностью на доступ к транспортным услугам в столице, итоги которого были представлены на круглом столе в Ташкенте. Мероприятие было организовано Национальным центром по правам человека, Национальной ассоциацией ННО и представительством ПРООН в Узбекистане.

В 2014 году в городе было зарегистрировано более 46,6 тысячи людей с инвалидностью, фактически все из них являются потенциальными пользователями транспортных услуг. Однако из-за несоблюдения законодательства и отсутствия государственного и общественного контроля эта категория людей продолжает испытывать затруднения в доступе к транспорту и большинству объектов в городе.

74,7% опрошенных в ходе мониторинга людей с инвалидностью назвали остановочные площадки (всего их насчитывается 2010) объектами инженерной инфраструктуры, создающими дополнительные трудности. Выявлено несоблюдение стандартов при строительстве остановок, отсутствие специальных технических приспособлений и тактильных знаков ориентирования.

Помимо низкопольных автобусов и 20 таких трамваев, в Ташкенте действует огромное количество маршрутных такси и автобусов малой вместимости, пользоваться которыми очень сложно. Практически недоступен для самостоятельного передвижения людей с ограниченными возможностями столичный метрополитен.

В Ташкенте имеется более 450 перекрестков со светофорами, однако среди них нет ни одного светофора, оборудованного звуковыми устройствами для незрячих пешеходов, хотя это предусмотрено действующими градостроительными нормами и правилами.


Новый надземный переход на Себзаре плохо приспособлен для маломобильных групп населения.

Недоступными для людей с инвалидностью остаются большинство подземных и надземных пешеходных переходов (включая только что открытые в районе Себзара — об этом «Газета.uz» напишет отдельно). Плохо приспособлены для передвижения не только инвалидов, но и других маломобильных категорий населения, включая пожилых людей, маленьких детей и родителей с детскими колясками, и обычные тротуары.

По всей республике для людей с ограниченными возможностями доступно всего 10% зданий. За несоблюдение норм доступности по стране оштрафовано всего 40 тысяч организаций или около 4%.

Как отмечалось на круглом столе, положения закона «О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан» остаются нереализованными, поскольку закон является рамочным и не имеет прямого действия. До сих пор нет рычагов контроля, проверки и стандартизации объектов социальной и транспортной инфраструктуры.

Отсутствие системы по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов, а также организационно-методического и информационного обеспечения ограничивает их право на получение услуг в области здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта.

Значительное количество объектов транспортной инфраструктуры, зданий органов государственной власти и социальных объектов не имеют специальных приспособлений, облегчающих прохождение людей с инвалидностью. Устанавливаемые пандусы не соответствуют нормам и правилам.

Создание условий пользования транспортными услугами для лиц с инвалидностью не требует больших финансовых затрат, подчеркивалось на мероприятии. Самое главное — условия, созданные для пассажиров с инвалидностью, удобны для всех категорий пассажиров.

Участники круглого стола предложили ряд мер, которые необходимы для повышения доступности транспортной сферы для лиц с инвалидностью. Среди них — разработка проекта постановления Кабинета Министров о доступной среде, принятие инструкции по обслуживанию на транспорте пассажиров с инвалидностью,а также создание при Министерстве труда и социальной защиты общественного совета для мониторинга положений закона о социальной защите инвалидов.

В качестве меры общественного контроля предложено привлекать горожан к мониторингу доступности городских объектов. Для этого может быть создан специальный сайт, куда жители смогут отправлять фотографии.

Раздел общественного контроля, рассчитанный на такие сообщения, в скором времени будет запущен на сайте Минтрудсоцзащиты. Кроме того, как сообщили в информационной службе министерства, пользователи могут присылать фотографии на адрес электронной почты info@mehnat.uz либо через страницу Минтрудсоцзащиты в Фейсбуке.

Узбекистан подписал Конвенцию ООН о правах инвалидов в феврале 2009 года, в ноябре 2014 года был принят Национальный план действий по выполнению рекомендаций Совета по правам человека и Договорных органов ООН, где в качестве одной из принятых страной рекомендаций указана ратификация данной конвенции.


Красиво, но доступно ли?