Восток поэтичен. Здесь каждый — поэт. Закономерно, что в Ташкенте на смену всесоюзным старостам, командармам революции и прочим огненным большевикам с неясным прошлым пришли памятники писателям, поэтам и поэтессам.

В мае 2003 года город украсился скульптурой народного писателя Гафура Гуляма. В сентябре 2007 года открыт памятник народному писателю Абдулле Каххару. В марте 2008 — памятник народной поэтессе Узбекистана Зульфие. В сентябре 2010 года — памятник народному писателю Узбекистана Айбеку. В июне 2013 года установлена скульптурная композиция народному писателю и драматургу Саиду Ахмаду и поэтессе Саиде Зуннуновой.

Установка скульптурных памятников — дело, сопряженное со многими тонкостями. На моей памяти несколько раз в Ташкенте сначала устанавливался временный, гипсовый памятник. А уже потом, когда раньше, когда позже — гипс заменялся на бронзу. Только вот в случае с большей частью названных выше памятников поэтам и писателям этот период ожидания явно затянулся.

Снежные зимы, дождливые вёсны и осени, жаркое солнце смывают и разрушают бронзовую краску, гипс покрывается микротрещинами, слоится и отлетает. Гипсовые писатели и поэты долгими зимними месяцами ждут, когда их коснется кисть смотрителя парка. Обычно «реставраторы» с кисточкой и баночкой бронзовой краски приходят накануне празднования Навруза.

Гипсовый памятник Зульфие продержался чуть более шести лет. В ноябре 2014 года, к 100-летию со дня рождения поэтессы, гипсовую скульптуру заменили на бронзовую. Теперь поэтессе не страшны дожди, снега и солнце.

В Национальном парке Узбекистана имени Алишера Навои вдоль канала установлены три прекрасных гипсовых скульптуры писателям.

Ойбек, повернувший голову в направлении бронзового памятника Алишеру Навои, о котором он написал свой знаменитый роман. Абдулла Каххар, задумчивый автор потрясающих «Сказок о былом» и необычайно светлой «Птички-невелички».

Судьба распорядилась так, что оба писателя умерли в один год (1968), с разницей менее 40 дней, и оба похоронены на Чагатайском кладбище в Ташкенте. И памятники им стоят рядом.

Менее двух лет назад на берегу установлен самый добрый памятник столицы — Саиду Ахмаду, прекрасному писателю и хорошему человеку, и его супруге — поэтессе Саиде Зуннуновой. Памятник получился очень человечный.

Все гипсовые скульптуры на зиму были заботливо укрыты целлофаном. Это уберегло памятники от осадков, но не сильно помогло от температурных перепадов. Даже сейчас, когда памятники свежевыкрашены, под слоем краски видно, как сильно пострадал гипс.

Пора, давно пора отлить памятники литераторам из бронзы. Понятно, что у мегаполиса много задач. Дороги и тротуары, ирригационная система и водостоки, скамейки, урны, почти полное отсутствие общественных туалетов даже в самых многолюдных местах и еще миллион проблем. Бронза для памятников — вряд ли в числе приоритетов.

Так что если не так давно избранные депутаты нового городского Кенгаша найдут средства для памятников — прекрасно. Но если даже и нет, то одно городские власти могут уж наверняка: создать добровольный общественный фонд «Бронза для литераторов» по замене гипсовых памятников на бронзовые.

В трехмиллионном Ташкенте вполне реально собрать народные средства на памятники народным писателям и поэтам. Без «административного ресурса», без обязательной разнарядки предприятиям. Продумать меры поощрения: дипломы, памятные грамоты. Крутить социальные ролики, баннеры повесить. Ташкентцы откликнутся.

Мы готовы сделать первый взнос на специальный счет фонда. А вы?

В Москве знаменитый памятник Пушкину стоит на одноименной площади с 1880 года. Бронзовые памятники поэтам и писателям Узбекистана, отлитые на народные деньги, тоже покроются благородной патиной и тоже простоят века.

Пусть потомки нами гордятся.

Об авторе: Колумнист Бахтиёр Насимов — дипломированный журналист, работал в газетах «Ударник», «Комсомолец Узбекистана», «Молодежь Узбекистана», «БВВ», журнале «Экономическое обозрение». С октября 2010 года ведет сайт «Новости от Насимова»).