До недавнего времени купля-продажа недвижимого имущества субъектами предпринимательства Узбекистана была достаточно трудоемким процессом как для покупающей, так и для продающей стороны. Ситуация значительно изменилась с запуском в начале года системы межведомственного информационного взаимодействия, сообщает проект ПРООН «Бизнес Форум Узбекистана» (фаза III).

В рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса-2015» Узбекистан занял 143-е место из 189 в категории «Регистрация собственности». Такой низкий рейтинг обусловлен долгими сроками (55 дней) и многочисленными процедурами (13 шагов), требуемыми для осуществления сделки по продаже нежилого недвижимого имущества между двумя юридическими лицами.

С 1 января 2015 года организована система межведомственного взаимодействия между государственными органами и организациями при предоставлении государственных услуг. Теперь работники госорганов не имеют права запрашивать у предпринимателей, обратившихся за госслугами, документы и справки, которые госорганы могут получить самостоятельно из других ведомств.

Система межведомственного взаимодействия упростила и порядок оказания нотариальных услуг субъектам предпринимательства. С 11 марта при совершении нотариальных действий, связанных с куплей-продажей нежилого недвижимого имущества, от предпринимателей не требуются документы, имеющиеся в других государственных органах и ведомствах. В частности, исключена необходимость представления нотариусу следующих документов:

  • справки об отсутствии задолженности по обязательным взносам в ТЧСЖ, платежам за коммунальные услуги, платежам за услуги телефонной связи;
  • решения хокима района (города) о разрешении на изменение, перестройку или снос недвижимого имущества;
  • справку Госкомземгеодезкадастра;
  • справку налогового органа;
  • справку органа самоуправления граждан или ТЧСЖ.

Благодаря изменениям, вместо 13 шагов, определенных методикой рейтинга «Ведение бизнеса», при купле-продаже нежилого недвижимого имущества предпринимателям необходимо пройти всего 3 шага:

  • продавец получает справку (о принадлежности и характеристиках недвижимого имущества) по установленной форме в территориальном предприятии кадастра;
  • продавец вместе с покупателем записываются на прием к нотариусу и приходят в назначенное время для регистрации сделки (нотариусу необходимо получить сведения из других организаций в течение суток);
  • покупатель регистрирует право собственности на приобретенную недвижимость в территориальном предприятии кадастра.

Специалисты проекта «Бизнес Форум Узбекистана» ожидают улучшения положения Узбекистана в следующем рейтинге «Ведение бизнеса» по индикатору «Регистрация собственности». Помимо сокращения шагов, необходимых для регистрации прав на имущество, сроки продажи (на примере коммерческого склада) сократятся с 55 до 17 дней, а затраты — с 1,3% до 0,5% от стоимости собственности, которая, как предполагается в методике рейтинга, в 50 раз превышает доход на душу населения.

В разработке предложений и рекомендаций по упрощению процедур купли-продажи недвижимости принимали участие Торгово-промышленная палата Узбекистана и другие заинтересованные министерства и ведомства.