Растущий спрос на продукцию газохимической отрасли стимулирует Узбекистан сокращать долю сжигаемого попутного нефтяного газа (ПНГ) в нефтяных месторождениях и наращивать объемы его переработки.

На днях сообщалось, что Узбекистан поддержал программу, которая предусматривает реализацию инициативы «Покончить с практикой факельного сжигания газа к 2030 году», предложенную ООН и Всемирным банком.

По оценкам ВБ, Узбекистан входит в число мировых лидеров по сжиганию попутного газа в расчете на душу населения. Согласно данным компании «Узбекнефтегаз», при объемах добычи газа на уровне 60 миллиардов кубометров ежегодно в факелах сжигается более 1,5 миллиарда кубометров.

За последние четыре года объем сжигаемого ПНГ удалось сократить на 3,5 миллиарда кубометров за счет строительства дожимных компрессорных станций и систем сбора ПНГ.

Последнее десятилетие показало, что потребность в продуктах полимеризации подстегивает нефтехимические предприятия полнее использовать продукты переработки ПНГ. За счет новых проектов утилизации отрасль намерена до конца 2015 года довести уровень утилизации ПНГ до 95% против 40% в настоящее время.

Однако доведение переработки ПНГ сопряжено с рядом трудностей. Все силы «Узбекнефтегаза» уходили на увеличение экспортных поставок газа, а химические предприятия думали о наращивании объемов выпуска своей продукции, что снижало потребность газо- и нефтехимии в продуктах переработки попутного газа. В результате единая технологическая цепочка между газоперерабатывающими заводами и химпроизводствами полностью нарушилась, и для ее восстановления нужны большие средства.

По мнению аналитиков, появление совместных с химиками проектов в области переработки попутного газа не будет пустой тратой сил и денег. Объем продаж полимерной продукции, полученной при переработке попутных газов, в 4,1 раза превышает выручку от реализации исходного сырья.

Еще выше — в 5,3 раза — эффективность от продажи изделий из пластиков, полученных из этих полимеров. Бесперебойное снабжение столь выгодным сырьем позволит газохимическим предприятиям наращивать реализацию продукции высоких переделов. А значит, они будут успешнее конкурировать как на внутреннем, так и на внешнем рынках, где спрос на продукцию только растет.