Соответствие систем образования требованиям рынка труда и обеспечение непрерывного обучения квалифицированных работников на протяжении всей жизни являются постоянными проблемами, с которой сталкивается практически каждая страна в мире.

В исследовании, проведенном в Узбекистане совместной группой экспертов Всемирного банка и Германского общества международного сотрудничества (GIZ), был предпринят новый подход к решению этих проблем — выход за рамки традиционных данных по уровню образования и раздельная оценка когнитивных и некогнитивных компонентов умений работников.

Доклад группы «Развитие профессиональных умений‏ — путь к расширению возможностей трудоустройства в Узбекистане» (PDF, 4,6 Мб) содержит подробные рекомендации о том, каким образом эти дифференцированные компоненты умений можно усилить, чтобы улучшить всесторонние умения потенциальных работников и повысить производительность труда в Узбекистане, сообщается в статье, опубликованной на сайте ВБ.

Как показало исследование, умения, формируемые системой образования, не соответствуют в достаточной степени потребностям рынка труда. Согласно прогнозам, при сохранении темпов роста доли экономически активного населения на текущем уровне, рабочая сила в Узбекистане к 2030 году возрастет на 3,9 миллиона человек, став пятой по величине рабочей силой в странах с переходной экономикой Европы и Центральной Азии (после России, Турции, Украины и Польши). При полном раскрытии потенциала молодое и растущее население предоставит Узбекистану идеальную возможность воспользоваться всеми преимуществами экономического роста.

«Качество рабочих мест продолжает вызывать озабоченность, учитывая, что более половины работников Узбекистана заняты в неформальном секторе. Большая часть работников, занятых в неформальном секторе, выполняет преимущественно повторяющиеся задачи и поэтому не приобретает новых умений и навыков на рабочем месте. Предприятия формального сектора, ищущие квалифицированных работников, сетуют на значительные трудности найма квалифицированных работников: одно исследование выявило, что руководители 73% предприятий рассматривают несоответствующую квалификацию работников как препятствие для ведения бизнеса», — говорится в статье.

Лица, формирующие меры политики в области экономического развития в Узбекистане, прилагая постоянные усилия, направленные на получение преимуществ от молодого и растущего населения и более эффективного использования человеческого капитала, сотрудничают с Всемирным банком для выявления профессиональных умений, необходимых для улучшения возможностей на рынке труда, а также для разработки мер экономической политики и программ повышения профессиональных умений участников рынка труда.

В докладе освещается критически важная роль, которую играют профессиональные умения на рынках труда, и предоставляется подробный анализ путей, способствующих развитию этих умений. В документе также рассматривается, каким образом действия, направленные как на когнитивные умения — такие как грамотность, способность к количественному мышлению и к запоминанию, так и на некогнитивные умения — общительность, добросовестность, открытость новым знаниям и опыту, доброжелательность и эмоциональная устойчивость, могут улучшить возможности трудоустройства.

По словам Мохамеда Ихсана Аджвада, старшего экономиста Группы Всемирного банка и соавтора доклада (он также охватывает Tаджикистан и Кыргызстан), это первые широкомасштабные исследования рабочих мест и профессиональных умений, проведенные в Узбекистане, чтобы дать рекомендации, выходящие за рамки выводов других исследований, фокусирующихся, в основном, на данных по уровню образования.

В докладе представлены пять ключевых направлений мер политики с целью улучшения профессиональных умений текущей и будущей рабочей силы в Узбекистане. Эти направления разработаны на основе информации, полученной в рамках исследования STEP (Развитие профессиональных умений‏ для расширения возможностей трудоустройства и повышения производительности труда в Узбекистане), в котором сводятся воедино научно-обоснованный и практический опыт в различных областях.

Первое из пяти направлений фокусируется на обеспечении детей надлежащим стартом в жизни путем расширения доступа к качественным программам дошкольного развития, где коэффициент отдачи от вложений обычно очень высок и где приобретаются навыки межличностного общения.

Второе направление — обеспечение обучения студентов Узбекистана на основе современных учебных планов и достижение улучшения качества преподавания.

В дополнение к реформам в секторе образования в докладе рекомендуется осуществление реализации отдельных программ на рынке труда, которые способны повысить участие в рабочей силе лиц, потерявших надежду найти работу и, вследствие этого, переставших ее искать, и женщин, а также стимулировать компании предоставлять своим работникам обучение на рабочем месте.

Четвертое направление, приведенное в докладе, касается стимулирования предпринимательства и инноваций путем повышения доступа к качественному высшему образованию.

Пятое направление фокусируется на обеспечении соответствия предлагаемых умений и навыков спросу работодателей путем улучшения информационных систем рынка труда.

В совокупности рекомендации разработаны для оказания содействия в развитии и совершенствовании профессиональных умений не только в период получения образования, а в течение всей жизни индивидуума — с детства и до выхода на пенсию. Поступая подобным образом, Узбекистан сможет достичь своей цели — создания качественных рабочих мест и повышения производительности труда работника. Этим самым будут предприняты шаги к достижению цели страны — статуса страны с уровнем валового национального дохода выше среднего к 2030 году, отмечается в докладе.