Президент Узбекистана Ислам Каримов 5 мая подписал закон «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления». Документ был принят Законодательной палатой Олий Мажлиса 11 марта и одобрен Сенатом 10 апреля. Закон 6 мая опубликован в газетах «Халк сузи» и «Народное слово» и считается вступившим в силу с этого дня.

Закон был разработан по инициативе главы государства, который предложил принять его в ноябре 2010 года, представляя Концепцию дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране. Для практической отработки положений проекта закона в течение 2013 года по инициативе Законодательной палаты, которую поддержал Президент, проводилась апробация проекта закона в Бухарской и Самаркандской областях.

Основными задачами принятого закона являются обеспечение доступа физических и юридических лиц к информации о деятельности органов государственной власти и управления, обеспечение гарантий права на получение информации о деятельности госорганов, повышение ответственности госорганов и их должностных лиц за принимаемые решения, а также определение порядка распространения информации о деятельности госорганов.

Закон определяет основные принципы открытости деятельности органов государственной власти и управления. Ими являются общедоступность, своевременность и достоверность предоставляемой ими информации; гласность и прозрачность их деятельности; свобода поиска, получения и распространения информации о деятельности госорганов; соблюдение прав и законных интересов граждан на защиту от посягательств на их честь и достоинство, вмешательства в их частную жизнь, а также прав граждан и юридических лиц на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности госорганов.

В законе поясняется, что имеется в виду под информацией о деятельности госорганов. Сюда относятся нормативно-правовые акты, устанавливающие правовой статус госорганов и их подразделений, акты, принятые госорганами, и сведения о ходе их исполнения, сведения о разрабатываемых госорганами проектах нормативно-правовых актов, нормативных и иных актов, о реализации государственных и иных программ, о проводимых публичных мероприятиях, о взаимодействии с другими госорганами, физическими и юридическими лицами, также зарубежными и международными организациями.

Информацией о деятельности госорганов также считаются сведения об основных показателях, в том числе социально-экономического развития, характеризующих состояние отрасли (территории), относящейся к сфере деятельности госорганов, и динамику ее развития, сведения об открытых конкурсах (тендерах) и аукционах, проводимых (организуемых) госорганами, сведения о вакантных рабочих местах, планы проведения открытых коллегиальных заседаний госорганов, включая проекты повестки дня, дату, место и время проведения, порядок присутствия на них.

В целях обеспечения открытости представительные органы власти (палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов), их комитеты (постоянные комиссии) и комиссии обеспечивают своевременное обнародование (опубликование) информации о своей деятельности, в том числе информацию о планируемых заседаниях и мероприятиях, вопросах предполагаемых к рассмотрению, и принятых решениях.

Закон допускает ограничение доступа к информации о деятельности госорганов в случае, если указанная информация отнесена в установленном законом порядке к сведениям, составляющим государственные секреты или иную охраняемую законом тайну.

В законе описаны права пользователя информации (физического или юридического лица, осуществляющего поиск информации о деятельности госорганов ). Среди них — право получать и распространять достоверную информацию о деятельности госорганов, право непосредственно либо через своих представителей обращаться с запросом на получение информации о деятельности госорганов, а также право отказаться от получения информации о деятельности госорганов.

Источниками информации о деятельности госорганов, согласно закону, могут быть их официальные издания, выступления и заявления руководителей, а также уполномоченных должностных лиц, сообщения информационных служб госорганов, материалы официальных вебсайтов госорганов, материалы средств массовой информации и другие.

Отдельная глава закона посвящена порядку обеспечения открытости деятельности органов государственной власти и управления. В ней описаны способы обеспечения открытости деятельности госорганов, такие как обнародование информации, размещение и обновление информации на официальных сайтах, в общедоступных помещениях и местах, предоставление информации через информационно-библиотечные и архивные фонды, присутствие пользователей информации на открытых коллегиальных заседаниях госорганов, а также предоставление информации в устной и письменной форме (в том числе в форме электронного документа) на основании запроса.

Особое внимание в законе уделено информации, публикуемой на официальных вебсайтах госорганов. На сайтах, помимо описанной выше информации, могут размещаться справочная информация о руководителях, сведения о порядке работы госорганов и их подразделений, номера телефонов и почтовые адреса, адреса электронной почты, номера телефонов справочной службы и телефонов доверия, тексты выступлений и заявлений руководителей и уполномоченных лиц, информация о порядке аккредитации представителей СМИ, перечень оказываемых государственных услуг, аналитические доклады и обзоры информационного характера о деятельности госорганов, информация о порядке приема заявлений, предложений и жалоб и иная информация.

Информация на официальных вебсайтах органов государственной власти и управления должна размещаться на государственном языке. При этом официальный вебсайт может иметь версии на других языках.

Информация, размещаемая органами государственной власти и управления на их официальных вебсайтах, должна датироваться и периодически обновляться. Периодичность обновления информации устанавливается самими госорганами, но не реже одного раза в неделю.

Информация, размещенная на официальных вебсайтах органов государственной власти и управления, должна быть достоверной и имеет равнозначную силу с информацией, публикуемой в средствах массовой информации.

Законом установлено, что госорганы в общедоступных помещениях и иных отведенных местах, занимаемых ими, обязаны размещать информационные стенды и (или) другие технические средства аналогичного назначения для ознакомления пользователей с информацией о деятельности соответствующего органа.

Согласно закону, коллегиальные заседания органов государственной власти и управления проводятся открыто, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Госорганы должны создавать условия для присутствия пользователей информации на открытых коллегиальных заседаниях.

Органы государственной власти и управления в целях обеспечения открытости своей деятельности могут осуществлять аккредитацию представителей средств массовой информации. Аккредитованные представители СМИ имеют право заблаговременно получать информацию о предстоящих открытых коллегиальных заседаниях и других публичных мероприятиях, посещать здания (помещения) и другие объекты аккредитующего органа в установленном порядке, присутствовать на открытых коллегиальных заседаниях и других публичных мероприятиях, запрашивать и получать от ответственных лиц аккредитующего органа необходимые документы и материалы, знакомиться с записями публичных мероприятий и снимать с них копии, использовать полученные записи при подготовке материалов.

Закон устанавливает порядок рассмотрения запроса на получение информации о деятельности госорганов. Под запросом подразумевается «требование пользователя информации в устной или письменной форме (в том числе в виде электронного документа), направляемое органам государственной власти и управления и (или) их должностным лицам, о предоставлении информации о деятельности этих органов».

Запрос подлежит рассмотрению в срок не более 15 дней со дня его регистрации. Запрос же средства массовой информации на получение информации о деятельности госоргана, а также об организации интервью должностных лиц рассматривается в срок не более 7 дней.

Если рассмотрение запроса не относится к полномочиям госорганов, то запрос в течение 3 рабочих дней со дня регистрации должен быть направлен в орган, к полномочиям которого отнесено предоставление запрашиваемой информации, а пользователь уведомляется об этом.

Запрос, направленный в установленном порядке, подлежит обязательному рассмотрению. В случае отказа на запрос пользователю информации должен быть направлен мотивированный ответ.

В запросе физического лица должны быть указаны фамилия, имя, отчество, сведения о месте жительства и изложена суть запроса. В запросе юридического лица должны быть указаны полное фирменное наименование юридического лица, сведения о его местонахождении (почтовом адресе) и изложена суть запроса.

Письменные запросы должны быть закреплены личной подписью пользователя информации. В случае невозможности закрепления запроса личной подписью он должен быть закреплен подписью составителя с проставлением дополнительно и его фамилии, имени, отчества.

Запрос, не содержащий сведений, позволяющих идентифицировать пользователя информации, считается анонимным и рассмотрению не подлежит.

Действие нового закона не распространяется на порядок обеспечения доступа к персональным данным физических лиц, порядок рассмотрения госорганами заявлений, предложений и жалоб, порядок предоставления госорганами в иные госорганы информации о своей деятельности в связи с осуществлением ими своих полномочий, а также отдельные виды информации о деятельности госорганов, особенности предоставления которых предусмотрены иными актами законодательства.