Президент Узбекистана Ислам Каримов 16 апреля подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 32, 78, 93, 98, 103 и 117)». Текст закона опубликован 17 апреля в газетах «Народное слово» и «Халк сузи», он вступает в силу с этого дня.

Закон о поправках в Конституцию, внесенный на рассмотрение парламента Президентом, был принят Законодательной палатой Олий Мажлиса 27 марта и одобрен Сенатом 10 апреля. Изменения в Основной Закон страны были подготовлены в соответствии с положениями, изложенными в декабре в докладе главы государства по случаю 21-й годовщины Конституции Узбекистана.

Как отмечается в законе, изменения и дополнения в Конституцию вносятся в целях «дальнейшей демократизации системы власти и управления, обеспечения поэтапной реализации принципа „от сильного государства — к сильному гражданскому обществу“, расширения роли палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан в системе органов государственной власти, их прав и полномочий в реализации стратегических задач внутренней и внешней политики, усиления функций высшего законодательного органа, представительных органов власти по контролю за деятельностью Кабинета Министров и исполнительных органов, а также повышения ответственности правительства, органов исполнительной власти на местах за реализацию задач социально-экономического развития страны».

Статья 32 

В статье 32 (Глава VIII. Политические права) Конституции, гарантирующей гражданам Республики Узбекистан право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей, предложение «Такое участие осуществляется посредством самоуправления, проведения референдумов и демократического формирования государственных органов» дополнено фразой «а также развития и совершенствования общественного контроля над деятельностью государственных органов». Порядок осуществления общественного контроля над деятельностью государственных органов, согласно дополнению, определяется законом.

Статья 78

В статье 78 (Глава XVIII. Олий Мажлис Республики Узбекистан) изменен пункт 21, согласно которому к совместному ведению Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса в числе прочего отнесено осуществление парламентского контроля.

Статья 93

В статье 93 (Глава ХIХ. Президент Республики Узбекистан) пункт 7 «представляет Олий Мажлису Республики Узбекистан ежегодные доклады по важнейшим вопросам социально-экономической жизни, внутренней и внешней политики страны» теперь звучит так: «имеет право обращаться в Олий Мажлис Республики Узбекистан по важнейшим вопросам реализации внутренней и внешней политики страны».

Новая редакция пункта 8 гласит: «обеспечивает взаимодействие высших органов власти и управления республики; образует и упраздняет по представлению Кабинета Министров министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления с последующим внесением указов по этим вопросам на утверждение палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан» (выделенное является дополнением).

В пункте 10 уточнено, что Президент Республики Узбекистан освобождает Премьер-министра от должности «в случае отставки, выражения вотума недоверия Премьер-министру, принятого палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан, либо в других случаях, предусмотренных законом».

Согласно дополненному пункту 16 Президент «приостанавливает, отменяет акты органов государственного управления республики и хокимов в случае несоответствия их нормам законодательства» (выделенное является дополнением).

В соответствии с обновленным пунктом 24 Президент теперь не формирует Службу национальной безопасности Республики Узбекистан, хотя по-прежнему назначает и освобождает от должности председателя СНБ с последующим внесением указов по этим вопросам на утверждение Сената.

Статья 98

Статья 98 (Глава ХХ. Кабинет Министров) полностью представлена в новой редакции, согласно которой Кабинет Министров:

«1) несет ответственность за проведение эффективной экономической, социальной, финансовой, денежно-кредитной политики, разработку и реализацию программ по развитию науки, культуры, образования, здравоохранения и других отраслей экономики и социальной жизни;

2) осуществляет меры по защите экономических, социальных и других прав и законных интересов граждан;

3) координирует и направляет работу органов государственного и хозяйственного управления, обеспечивает контроль за их деятельностью в установленном законом порядке;

4) обеспечивает исполнение законов Республики Узбекистан, решений Олий Мажлиса, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан;

5) представляет Олий Мажлису Республики Узбекистан ежегодные доклады по важнейшим вопросам социально-экономической жизни страны;

6) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией и законами Республики Узбекистан».

Кабинет Министров в пределах конституционных норм (дополнено) и в соответствии с действующим законодательством издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на всей территории Республики Узбекистан всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

В предложении «Кабинет Министров в своей деятельности ответственен перед Олий Мажлисом Республики Узбекистан и Президентом Республики Узбекистан» (новая редакция) Президент и Олий Мажлис переставлены местами.

Действующий Кабинет Министров слагает свои полномочия перед вновь избранным Олий Мажлисом Республики Узбекистан, но продолжает свою деятельность до формирования нового состава Кабинета Министров в соответствии с решением Президента страны (выделенное является дополнением).

В списке функций Премьер-министра из фразы «по поручению Президента Республики Узбекистан представляет Кабинет Министров Республики Узбекистан в международных отношениях» исключены слова «по поручению Президента Республики Узбекистан», а во фразе «выполняет другие функции, предусмотренные законами Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан» оставлены только законы.

Статья дополнена нормой, согласно которой «кандидат на должность Премьер-министра при рассмотрении и утверждении его кандидатуры в Олий Мажлисе Республики Узбекистан представляет программу действий Кабинета Министров на ближайшую и долгосрочную перспективу».

Статья также дополнена предложением: «Порядок организации деятельности и компетенция Кабинета Министров определяются законом».

Статья 103

Статья 103 (Глава ХХI. Основы государственной власти на местах) Конституции дополнена нормой, устанавливающей обязанности хокима области, района и города представлять соответствующему Кенгашу народных депутатов отчеты по важнейшим и актуальным вопросам социально-экономического развития области, района, города, по которым Кенгашем народных депутатов принимаются соответствующие решения.

Статья 117

В статье 117 (Глава ХХIII. Избирательная система) закрепляются конституционные основы организации деятельности, функционирования и статуса Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан как независимого конституционного органа, формируемого парламентом. В Конституции определяются основные принципы деятельности ЦИК — независимость, законность, коллегиальность, гласность и справедливость.

Поправки в другие документы

Президент также подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием Закона Республики Узбекистан „О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 32, 78, 93, 98, 103 и 117)“».

Законом вносятся поправки в законы о Кабинете Министров, о государственной власти на местах, о Регламенте Законодательной палаты, о Регламенте Сената и в конституционные законы о Сенате, о Законодательной палате и об усилении роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны.