Узбекистан «перерос» модель жилищно-коммунального хозяйства, созданную в первой половине XX века применительно к условиям централизованной экономики и дешевых энергоносителей. Новая архитектура ЖКХ страны должна стимулировать диверсификацию финансовых источников расширения мощностей, а также внедрение технологий, кардинально снижающих уровень ресурсных потерь и себестоимость услуг.

Об этом говорится в докладе Центра экономических исследований «Архитектура ЖКХ: баланс между централизацией и автономией», представленном на прошлой неделе в рамках круглого стола, посвященного подготовке Национальной программы по повышению энергоэффективности зданий.

Как отмечается в докладе, в условиях плановой экономики основная часть жилого фонда и коммунальная инфраструктура находились на балансе промышленных предприятий и финансировались за счет государственного бюджета. Это позволяло устанавливать низкие тарифы для населения, которые покрывали не более 5% расходов на содержание ЖКХ. Дееспособность системы основывалась на праве директивного распределения ресурсов и низкой стоимости энергоносителей.

После распада СССР в силу сложностей переходного периода бюджетных средств на поддержание и развитие ЖКХ выделялось недостаточно. Это привело к замедлению обновления основных фондов, снижению объема и качества услуг. Вместе с тем, учитывая, что обеспечение социальной стабильности являлось ключевой проблемой 1990-х годов, сектор ЖКХ рассматривался в качестве инструмента социальной защиты населения. Поэтому, хотя платежи населения не покрывали даже операционных затрат на функционирование ЖКХ, государство не инициировало их рост.

В настоящее время сложившаяся модель ЖКХ начинает отставать от потребностей быстро растущей экономики. Централизованные коммуникации, созданные на основе технологий XX века, исчерпали свои возможности. Уровень их износа составляет 50-70%, усиливая потери ресурсов. В жилищном фонде потери из-за сравнительно высокого энергопотребления вследствие отсутствия энергоэффективного «зеленого» строительства составляют 1,1 млрд долларов США. В целом по стране на каждые 10% сверхнормативных сетевых потерь воды, электроэнергии и газа финансовые потери составляют около 130 млн долларов США, подчеркивается в докладе ЦЭИ.

Вместе с тем, спрос на коммунальные услуги растет быстрыми темпами. Это является следствием роста численности и доходов населения, ускоренного формирования частного бизнеса, активизации урбанизации, строительства большого числа новых предприятий в рамках программ модернизации промышленности. Усиление качественных требований связано с завершением эры дешевых энергоносителей и поиском альтернативных, более дешевых источников производства коммунальных услуг.

Обеспечение устойчивости коммунальной инфраструктуры в условиях роста требований к объему и качеству коммунальных услуг станет основным вызовом ЖКХ в перспективе, усиливая необходиость поиска баланса между централизованным и децентрализованным форматом развития.

По мнению экспертов центра, это потребует диверсификации источников финансирования для: а) поддержания централизованной инфраструктуры, которую нельзя заменить одномоментно (1/5 от общего размера основных фондов страны). Только в секторе водоснабжения и водоотведения на приведение фондов до нормативного состояния необходимо 3-3,3 трлн сумов (около 4% ВВП); б) внедрения автономных технологий. Между тем, в течение 1995-2012 годов объем инвестиций в коммунальную отрасль снизился с 2,1% до 0,5% ВВП.

Итоги пилотных проектов в сфере ЖКХ (водоснабжение городов Бухары и Самарканда, распределение и сбор платы за электроэнергию в Ташкенте) показали, что привлечение частных инвестиций в формате частно-государственного партнерства должно сопровождаться совершенствованием институциональной и тарифной политики.

Под совершенствованием институциональной политики понимается, во-первых, создание органа по реализации единой государственной политики. Отсутствие регулятора обуславливает широкий круг ведомств, вовлеченных в управление ЖКХ. Это не позволяет обеспечить единый подход в правовой базе и ведет к дублированию полномочий, снижая инвестиционную привлекательность отрасли. Во-вторых, предлагается передача коммунальных активов в собственность муниципальных образований (хокимиятов). Такой подход широко применяется в мировой практике, поскольку позволяет обеспечить эффективность коммунальных систем при наименьших затратах со стороны государства. Для этого потребуется создание института коммунальной собственности, определение полномочий хокимиятов и механизма их осуществления, а также усиление потенциала местных экономических, статистических, финансовых и антимонопольных органов.

В рамках совершенствования тарифной политики необходимо, во-первых, довести тарифы до экономически обоснованного уровня. Их текущий уровень не позволяет поставщикам услуг покрывать расходы на ремонт, инвестировать в модернизацию и обновление активов. Для этого тарифы должны быть выше с учетом существенного роста амортизационных отчислений. Расчеты на примере сектора водоснабжения и водоотведения показывают, что такие тарифы должны быть на 30-50% выше текущих. При этом могут потребоваться компенсационные механизмы для малообеспеченных слоев населения с целью минимизации негативных социальных последствий роста тарифов.

Во-вторых, должна быть усилена прозрачность процесса формирования тарифов. Декларирование тарифов в Министерстве финансов (орган государственного регулирования цен в ЖКХ) осуществляется поставщиками услуг — естественными монополистами. Участие в этом процессе других сторон не предусмотрено. Введение публичных слушаний критериев формирования и изменения тарифов, а также переход к долгосрочным принципам их установления позволят повысить предсказуемость тарифной политики для инвесторов, отмечают эксперты.

«Смешанная» архитектура ЖКХ потребует также корректировки принципов развития коммунальной инфраструктуры. Под этим понимается ревизия принципов и правил градостроительства. Текущие строительные и эксплуатационные нормы и правила «заточены» на централизованные коммуникации. Переход к «смешанной» архитектуре ЖКХ потребует разработки проектных решений, предусматривающих: а) варианты реконструкции имеющегося жилищного фонда, а также строительство нового жилья с учетом наличия одновременно централизованных и автономных источников коммунальных услуг; б) безопасность и экологичность автономных источников (отвод продуктов сгорания и т. п.).

Кроме того, ЦЭИ обращает внимание не необходимость усиления акцентов промышленной политики. В первую очередь, речь идет об ускоренном развитии энергетики, электротехнической и строительной отраслей. Основная часть современных автономных решений основана на использовании электричества и газа. Перспективные же автономные решения опираются на использовании возобновляемых ресурсов. Это предполагает: а) наращивание энергетических мощностей, в т. ч. малой теплоэнергетики, расширение государственных программ по развитию альтернативной энергетики; б) изменение номенклатуры электротехнической продукции — производство оборудования с программным обеспечением, обеспечивающего простоту монтажа и обслуживания автономных технологий, гибкость в управлении температурным режимом, комплектующих деталей; в) производство современных энерго- и ресурсосберегающих и экологически чистых строительных материалов.

Эксперты ЦЭИ также отмечают важность наращивания научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в сфере ЖКХ. Создание качественно нового ЖКХ может рассматриваться в качестве долгосрочного стратегического проекта. Развитие ЖКХ может создать огромное количество микроинноваций в экономике. В этой связи отрасль может выступить как крупнейший заказчик и одновременно «поле» для применения инноваций. Это потребует значительного наращивания НИОКР, позволяя определить ЖКХ как «локомотивную» отрасль для отечественной науки и системы подготовки кадров, отмечается в докладе.

Динамичное развитие ЖКХ, генерируя значительный спрос на продукцию смежных отраслей, активизирует ряд мультипликационных эффектов по всей экономике. В частности, рост объема выпуска в ЖКХ на 1000 сумов ведет к росту производства в смежных отраслях на 1530 сумов. При этом суммарная добавленная стоимость в других отраслях растет на 870 сумов, подчеркивают авторы доклада.