В Узбекистане 25 ноября вступили в силу новые Правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма в коммерческих банках. Правила утверждены постановлением правления Центрального банка и Департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре. Действовавшие до этого правила, принятые 23 октября 2009 года, утратили силу.

Разовые операции

Как сообщает Norma.uz, в новых правилах изменены критерии разовых операций, при которых производится надлежащая проверка клиента. Теперь коммерческие банки обязаны самостоятельно принимать меры по надлежащей проверке клиентов при осуществлении продажи физическими лицами наличной иностранной валюты на сумму, равную или превышающую 100-кратный размер минимальной заработной платы (ранее — 1000-кратный размер минимальной заработной платы); размена, замены и (или) конверсии физическими лицами наличной иностранной валюты на сумму, равную или превышающую 25-кратный размер минимальной заработной платы (ранее — 100-кратный размер минимальной заработной платы).

Меры по надлежащей проверке клиента, принимаемые коммерческими банками, как и прежде, обязательно включают проверку личности и полномочий клиента и лиц, от имени которых он действует на основании соответствующих документов, идентификацию реального владельца клиента, проведение на постоянной основе изучения деловых отношений и операций, осуществляемых клиентом, в целях проверки их соответствия сведениям о таком клиенте и его деятельности.

По новым требованиям коммерческие банки обязаны также самостоятельно принимать меры надлежащей проверки клиентов при обращении физического лица с заявлением на получение банковской пластиковой карты и при владении юридическими и (или) физическими лицами акциями коммерческого банка, на сумму, равную или превышающую 1% его уставного капитала.

Денежные переводы

Правилами регламентировано построение отношений с банками-нерезидентами, а также с коммерческими банками, осуществляющими операции по международным денежным переводам, в том числе через системы международных денежных переводов.

Введены нормы, согласно которым коммерческие банки должны обеспечивать сопровождение отправляемых денежных переводов точными сведениями о клиенте-отправителе (фамилия, имя, отчество (если имеется), серия и номер документа (паспорта или заменяющего его документа), удостоверяющего личность; номер счета, если в процессе операции использовался счет клиента или уникальный код операции), и о получателе (фамилия, имя, отчество (если имеется), номер счета, если в процессе операции использовался счет клиента, или уникальный номер операции).

Коммерческие банки обязаны требовать от банков-нерезидентов и систем международных денежных переводов предоставления минимальной информации о клиентах:

  • (фамилия, имя, отчество (если имеется); номер счета, если в процессе операции использовался счет клиента или уникальный номер операции) — об отправителях денежных средств, сумма которых не достигает 25-кратного размера минимальной заработной платы;
  • (фамилия, имя, отчество (если имеется); серия и номер документа (паспорта или заменяющего его документа), удостоверяющего личность; адрес или дата и место рождения отправителя; номер счета отправителя, если в процессе операции использовался счет клиента или уникальный номер операции) — об отправителях денежных средств, сумма которых равна или превышает 25-кратный размер минимальной заработной платы.

Коммерческие банки должны иметь возможность получения от корреспондентов банков-нерезидентов и систем международных денежных переводов дополнительной информации об отправителях денежных средств в течение трех рабочих дней. Эта возможность должна обеспечиваться заключаемыми коммерческими банками договорами с системами международных денежных переводов. В случае отсутствия указанной возможности коммерческим банкам следует рассмотреть вопрос расторжения договора с такими системами международных денежных переводов.

Запреты в отношении банков

Расширен перечень запретов в отношении деятельности коммерческих банков. Как и прежде, коммерческим банкам запрещается:

  • открывать счета (вклады) на анонимных владельцев, то есть без предоставления открывающим счет (вклад) физическим или юридическим лицом документов, необходимых для его идентификации;
  • открывать счета на явно вымышленные имена;
  • открывать счета без личного присутствия лица, открывающего счет, либо его уполномоченного представителя;
  • устанавливать и продолжать отношения с банками-нерезидентами, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, физического присутствия и постоянно действующих органов управления;
  • выпуск ценных бумаг и других финансовых инструментов на предъявителя.

Кроме указанного, коммерческим банкам по новым правилам запрещено осуществлять услуги по получению и отправке денежных средств в иностранной валюте, в том числе через системы международных денежных переводов, без идентификации клиента, а также создавать дочерние банки, филиалы или представительства на территории государств, не участвующих в международном сотрудничестве в области противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма.

Сомнительные операции

Изменения коснулись также регулирования отнесения операций к сомнительным (при возникновении у внутреннего контроля коммерческого банка сомнения в отношении операции, требующего принятия решения о включении или невключении в категорию подозрительных). Перечень критериев и признаков, при которых операция может быть признана сомнительной, расширен новыми. К ним добавлены следующие:

  • перечисление со счетов юридических лиц или индивидуальных предпринимателей денежных средств на сумму, равную или превышающую 500-кратный размер минимальной заработной платы на день осуществления операции, в качестве финансовой помощи или займа;
  • перечисление со счетов юридических лиц на счета физических лиц денежных средств на сумму, равную или превышающую 500-кратный размер минимальной заработной платы на день осуществления операции, в качестве дивидендов;
  • осуществление операций (оплата или снятие наличности) с пяти и более международных платежных карт в течение одного дня по терминалу одного контрагента, когда сумма операций с каждой картой равна или превышает 25-кратный размер минимальной заработной платы.

Изменены размеры сумм, при которых сделка относится к сомнительной. К сомнительным могут быть отнесены сделки при обмене банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства физическим лицом на сумму, равную или превышающую 500-кратный размер минимальной заработной платы, установленный на день обмена (ранее — 1000-кратный размер минимальной заработной платы, установленный на день обмена), либо внесении физическим лицом в наличной форме денежных средств на сумму, равную или превышающую 500-кратный размер минимальной заработной платы на день осуществления операции (ранее — 1000-кратный размер минимальной заработной платы, установленный на день осуществления операции), на банковский счет юридического лица или индивидуального предпринимателя в качестве займов, кредитов, финансовой помощи, вклада в уставный фонд (капитал).

Подозрительные операции

Скорректированы критерии операций, признаваемых подозрительными. К ним отнесены:

  • получение отправленных из-за рубежа или отправление за рубеж физическими лицами денежных средств в иностранной валюте, в том числе через системы денежных переводов, на общую сумму, равную или превышающую 500-кратный размер минимальной заработной платы (ранее — 1000-кратный размер), единовременно или многократно в течение срока, не превышающего трех месяцев;
  • продажа или покупка физическими лицами денежных средств в иностранной валюте на сумму, равную или превышающую 500-кратный размер минимальной заработной платы (ранее — 1000-кратный размер), единовременно или многократно в течение срока, не превышающего трех месяцев.

Подозрительной теперь также может быть признана сделка, при которой денежные средства переводятся за пределы Республики Узбекистан на счета или в пользу лиц, постоянно проживающих или зарегистрированных в оффшорных зонах, либо поступают в Республику Узбекистан со счетов таких лиц единовременно или многократно в течение 30 дней, на общую сумму, равную или превышающую 500-кратный размер минимальной заработной платы, установленный на день последнего перевода (поступления), либо операции с лицами-нерезидентами, являющимися эмитентами акций на предъявителя.

Меры внутреннего контроля

Правилами регулируются меры, принимаемые внутренним контролем. К ним отнесено сообщение в Департамент по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов в особых случаях. Если во время установления отношений с клиентом или при ведении этих отношений, либо при проведении разовых операций у сотрудников коммерческого банка возникнут предположения, что сведения об операции подлежат сообщению, они должны незамедлительно, в день выявления такой операции, сообщить об этом Службе внутреннего контроля. В свою очередь, Служба внутреннего контроля должна идентифицировать личность клиента и реального владельца клиента, издать обоснованное распоряжение о приостановлении операции на три рабочих дня с даты, когда эта операция должна быть совершена, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет юридического или физического лица, подготовить сообщение об операции для дальнейшего направления в департамент в день ее приостановления, получить дополнительную информацию о клиенте (в том числе род деятельности, размер активов, информация, доступная через открытые базы данных и т. п.).

В случае приостановления операции списание денежных средств со счетов на основании распоряжения клиента не производится.

Распоряжение клиента должно регистрироваться в отдельном журнале по регистрации распоряжений клиентов, операции которых приостановлены, а также помещаться в специальную папку до истечения срока приостановления операции.

В отдельном журнале для регистрации распоряжений клиентов, операции которых приостановлены, фиксируется информация, позволяющая идентифицировать операцию, которая была приостановлена, а также участников данной операции.

При наличии предписания департамента о приостановлении операции на срок не более двух рабочих дней коммерческий банк приостанавливает ее до указанного срока.

Правилами регулируются и другие вопросы, связанные с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма.