На заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса 14 ноября был утвержден Государственный бюджет Республики Узбекистан на 2014 год, сообщила информационная служба палаты.

Проект госбюджета представили первый заместитель премьер-министра, министр финансов Рустам Азимов и заместитель председателя Комитета Законодательной палаты по бюджету и экономическим реформам Сарвар Отамуратов.

В 2014 году предусматривается рост ВВП на 8,1%, промышленной продукции — на 8,3%, производства сельскохозяйственной продукции — на 6% и капитальных вложений — на 9,5%.

Предусмотрено снижение базовой ставки налога на прибыль юридических лиц с 9% до 8%, что позволит оставить в распоряжении предприятий порядка 132 млрд сумов.

По налогу на доходы физических лиц предусматривается снижение минимальной ставки шкалы налогообложения доходов с 8% до 7,5%.

Расходы на образование в будущем году составят 7,5% к ВВП, на здравоохранение — 3,1%. Расходы на социальную сферу и социальную поддержку населения увеличатся с 59,3% в 2013 году до 59,6% в 2014 году.

Расходы на выплату социальных пособий, материальной помощи малообеспеченным семьям, а также на компенсационные выплаты предусматриваются в размере 1,4% к ВВП.

Расходы на науку предусмотрены в размере 0,1% к ВВП или в 1,2 раза больше, чем в 2013 году.

В рамках Программы дополнительных мер по дальнейшему усилению социальной помощи престарелым, пенсионерам и инвалидам на 2011-2015 годы, утвержденной Президентом в мае 2011 года, предусматривается выделение из госбюджета средств на финансирование нового строительства и реконструкцию медико-социальных учреждений, мероприятий по совершенствованию системы социального обслуживания, осуществлению целенаправленного лечения и оздоровления указанных категорий населения, а также улучшению их жилищно-бытовых условий.

В госбюджете-2014 предусмотрена государственная поддержка фермерских хозяйств, выращивающих хлопок-сырец на низкоурожайных землях, улучшение мелиоративного состояния земель, благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, включая капитальный и текущий ремонт дорог в сельской местности.

Объем централизованных инвестиций, финансируемых из государственного бюджета, составит 1,5 трлн сумов, или 1% по отношению к ВВП, которые будут направлены на обеспечение сельских населенных пунктов питьевой водой и строительство объектов социальной инфраструктуры, подъездных дорог в создаваемых новых жилых массивах.

На софинансирование Программы по строительству индивидуального жилья по типовым проектам в сельской местности, предусматривающей в 2014 году строительство 11 тысяч домов, из бюджета предполагается выделить средства в сумме 0,5% к ВВП, наряду со средствами индивидуальных застройщиков и займа Азиатского банка развития.

По Программе создания рабочих мест и обеспечения занятости населения в 2014 году предусматривается создание 983,6 тысячи новых рабочих мест. Этого планируется достичь за счет развития малого бизнеса и частного предпринимательства, надомного труда и семейного предпринимательства, а также трудоустройства выпускников профессиональных колледжей и лицеев.

Для совершенствования правовых основ управления государственными финансами, повышения эффективности использования бюджетных средств и улучшения качества оказываемых государственных услуг предполагается с 1 января 2014 года в качестве эксперимента на период с 2014 по 2015 годы ввести в действие Бюджетный кодекс, в который в течение указанного периода при необходимости будут внесены изменения и дополнения.

Целью введения Бюджетного кодекса является систематизация всего бюджетного процесса в едином акте законодательства, который дает возможность устранить имеющиеся в практике противоречия и устаревшие нормы, а также объединить применяемые на практике нормы, положения и систематизировать полномочия участников бюджетного процесса.