РИА Новости — Подводный железнодорожный тоннель Мармарай, который в Турции называют «проектом века», открыт во вторник в Стамбуле.

Открытие крупнейшего в истории Турции транспортного проекта было приурочено к 90-й годовщине создания Турецкой Республики. В торжественной церемонии, которая прошла на первой станции тоннеля — «Ускюдаре», приняли участие президент Турции Абдуллах Гюль, премьер-министр Тайип Эрдоган, приглашенные премьер-министры и министры транспорта из Афганистана, Болгарии, Испании, Казахстана, Катара, Молдовы, Румынии, Сомали, Японии.

Десятки тысяч людей пришли в район Стамбула Ускюдар, где прошла церемония открытия проекта. Вся площадь перед станцией «Ускюдар» покрылась красным цветом от турецких флагов, цветов и плакатов. Над площадью висели портреты основателя Турецкой Республики Кемаля Ататюрка, президента Гюля и премьера Эрдогана. Строители исторического тоннеля повесили растяжку с надписью: «Мармарай — наш подарок к 90-летию Республики!»


Фото: marmaray.com.tr

«Мы открываем этот проект в особый день — 90-ю годовщину основания Республики. Это проект мира, солидарности. Это гуманитарный проект, построенный на дружбе и братстве. Он свяжет не только города, страны, континенты, но и людей. Надеюсь, через Мармарай мы соединим Токио, Китай с Лондоном. Проект Мармарай будет вписан золотыми буквами в историю. Железнодорожная система Стамбула станет примером для всего мира», — сказал Эрдоган на церемонии открытия.

Проект строительства тоннеля под Босфором, разрабатываемый с 1860 года, стартовал 9 мая 2004 года. Разработкой и строительством проекта занимается турецко-японский консорциум. По замыслу разработчиков, он разгрузит движение на двух мостах, соединяющих западную и восточную части Стамбула.


Фото: marmaray.com.tr

Протяженность линии Мармарай (от станции «Казлычешме» в европейской части Стамбула до «Айрылыкчкшме» на восточной), включая подводную часть, составляет 13,6 километра, которую поезд будет проходить за 18 минут со средней скоростью 45 км/ч. Общая протяженность соединенных веток метро с линией Мармарай составляет 76,3 км. Стоимость проекта 4,8 миллиарда долларов.

Глубина прокладки подводного туннеля — 62 метра. На поверхности построено 37 станций, еще три станции расположены под землей. Поезда с общим числом в 440 вагонов будут осуществлять рейсы каждые 2-10 минут, перевозя в одну сторону 75 тысяч пассажиров в час и 1,2 миллиона пассажиров в день.