Темпы экономического роста в странах Кавказа и Центральной Азии (КЦА) в 2013 и 2014 годах останутся высокими (примерно 6% в год), но замедление роста в основных торговых партнерах стран региона, таких как Россия и Китай, могут создать риски для перспектив развития. Об этом говорится в «Бюллетене перспектив развития региональной экономики по странам Центральной Азии и Кавказа», опубликованном 25 октября Международным валютным фондом.

Высокие темпы роста отражают увеличение производства углеводородов и производства в других добывающих отраслях, а также уверенный рост внутреннего спроса, опирающийся на стабильный приток денежных переводов, говорится в докладе.

Прогнозируется, что общие темпы роста в странах-экспортерах нефти и газа в регионе (Азербайджане, Казахстане, Туркменистане и Узбекистане) несколько повысятся до примерно 6% в 2013 и 6,2% в 2014 году.

В странах-импортерах нефти и газа (Армении, Грузии, Кыргызской Республике и Таджикистане) прогнозируется замедление роста до примерно 5% в 2013 году перед его ускорением до примерно 5,5% в 2014 году, если произойдет ожидаемое увеличение частных инвестиций и повышение внешнего спроса.

Доклад предостерегает, что более низкие, чем ожидается, темпы роста в странах с формирующимся рынком, включая, среди прочих, Китай и Россию, приведут к дальнейшему понижению цен на биржевые товары и снижению экономической активности в странах-экспортерах нефти и газа региона.

Спад в странах с формирующимся рынком может также сказаться на странах-импортерах нефти в регионе, сдерживая рост экспорта и двустороннего официального проектного кредитования. Замедление роста в России, в частности, создает серьезный риск для стран-импортеров нефти в регионе ввиду ее тесных связей с регионом. Денежные переводы мигрантов, работающих в России, до настоящего времени остаются на высоком уровне, но заметный спад в России может изменить положение.

В докладе отмечается, что большинству стран в регионе КЦА необходимо осуществить консолидацию своих бюджетов, чтобы укрепить бюджетные буферные резервы и обеспечить устойчивость бюджетных позиций. Эти меры особенно необходимы ввиду риска снижения цен на нефть, а в некоторых странах — в связи с ростом расходов и трудностями в проведении налоговых реформ. Страны региона должны воспользоваться продолжающейся энергичной экспансией для укрепления своих бюджетных резервов, говорится в докладе МВФ.

Регион КЦА по-прежнему относится к самым быстро развивающимся в мире, хотя темпы роста в регионе замедлились по сравнению с еще более высокими на протяжении 10 лет, предшествовавших финансовому кризису. При этом возможности для улучшения положения еще не исчерпаны, считает МВФ.

«Благоприятные перспективы предоставляют региону возможность начать процесс структурных преобразований, чтобы стать динамично развивающимися странами с формирующимся рынком», — сказал заместитель директора Департамента стран Ближнего Востока и Центральной Азии МВФ Юха Кяхконен, выступивший с презентацией доклада 25 октября в Алматы.

В помощь реализации концепции формирующегося рынка с более высокими, устойчивыми и менее волатильными темпами роста, которые охватывают более широкие слои населения, МВФ рекомендует директивным органам региона:

Углубление структурных реформ и регионального сотрудничества. Странам КЦА необходимо изыскать возможности для увеличения социальных расходов, способствующих всеобъемлющему росту, например, увеличения объема инвестиций в образование и совершенствования систем социальной защиты. Реформы, направленные на совершенствование управления и улучшение делового климата, углубили бы и поддержали конкурентные рынки, а развитие регионального сотрудничества помогло бы ускорить и диверсифицировать экономический рост.

Укрепление бюджетных систем. Усовершенствованные бюджетные системы могут поддержать устойчивость бюджета и способствовать восстановлению буферных резервов, необходимых для регулирования шоков и изменчивости роста.

Повышение эффективности денежно-кредитной политики. Укрепление основ денежно-кредитной политики позволит странам КЦА консолидировать преимущества стабильности цен, усилить устойчивость своей экономики при внешних и внутренних шоках и поддержать экономический рост. Переход к гибкому обменному курсу поможет повысить эффективность денежно-кредитной политики.

Стимулирование развития частного сектора. Недостаточно развитые финансовые системы ограничивают эффективность денежно-кредитной политики и сдерживают продуктивные частные инвестиции и экономический рост, создающий рабочие места. Директивные органы могли бы поработать над единообразным применением пруденциальных правил в полном объеме ко всем финансовым организациям, облегчением доступа малых и средних предприятий к финансированию и развитием рынком капитала.