Миссия Международного валютного фонда под руководством Вероники Бакалу посетила Ташкент в период с 25 сентября по 2 октября для обсуждения текущей экономической ситуации, государственной политики и перспектив развития экономики Узбекистана. Обсуждения также коснулись подготовки следующего этапа консультаций с МВФ по Статье IV Статей соглашения МВФ, предположительно планируемых на весну 2014 года.

Согласно Статье IV МВФ раз в год проводит двусторонние обсуждения с государствами-членами. Группа персонала фонда посещает страну, проводит сбор экономической и финансовой информации и обсуждает с официальными лицами изменения в экономике и экономическую политику страны. По возвращении в штаб-квартиру фонда готовится доклад, который ложится в основу обсуждений в Исполнительном совете МВФ.

По завершении работы миссии Вероника Бакалу сделала заявление (PDF), текст которого публикуется ниже.

«Несмотря на ухудшение глобальной экономической ситуации, экономика Узбекистана продолжала расти быстрыми темпами. Сильные бюджетная и внешняя позиции, стабильная банковская система и низкий уровень государственного долга продолжают способствовать достижению устойчивых макроэкономических результатов. В первой половине 2013 года рост реального ВВП сохранился на уровне 8%, чему способствовала программа инвестиций в модернизацию, проводимая при ведущей роли государства. Экспорт товаров и услуг увеличился на 12%. Несмотря на быстрый рост импорта, который, в основном, был обусловлен импортом инвестиционных товаров, профицит по счету текущих операций несколько увеличился, а международные резервы оставались на высоком уровне.

В первом полугодии 2013 года консолидированная бюджетная позиция оказалась выше прогнозных показателей бюджета благодаря повышению собираемости налогов и сохранению расходов на уровне, предусмотренном бюджетом. Несмотря на снижение цен на золото и медь, доходы Фонда реконструкции и развития Узбекистана превысили его расходы на 4,3% от ВВП за первое полугодие.

После достижения значения в 12,8% в мае 2013 года годовая инфляция, основанная на индексе потребительских цен (ИПЦ), рассчитанном персоналом МВФ по альтернативной методологии, снизилась в августе 2013 года до 11,3% (оценки персонала МВФ основаны на исходных данных властей и рассчитаны с использованием международной методологии. По используемой официальными органами Узбекистана методологии расчета, годовая инфляция составила 7,1% в мае и 6,8% в августе). Движущими факторами инфляции остаются увеличение регулируемых тарифов, направленное на обеспечение окупаемости затрат, снижение обменного курса и факторы давления со стороны спроса, обусловленные расходами сектора государственного управления.

Денежно-кредитная политика была адаптивной. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рост кредитования национальной экономики остался на уровне 30% благодаря целевому кредитованию и активной внутренней экономической деятельности. В период с начала года до конца сентября снижение официального обменного курса оказалось выше ожидаемого уровня.

Банковский сектор оставался стабильным и характеризовался хорошей капитализацией при высоком уровне ликвидности. Углубление финансового рынка идет умеренными темпами. Официальные органы продолжают привлекать техническую помощь со стороны МВФ и Всемирного банка по вопросам укрепления пруденциальных нормативов, проведения выездных и камеральных проверок, а также стресс-тестирования.

Прогнозы экономического развития в ближайшей перспективе благоприятны, а преобладающие риски ухудшения ситуации поддаются контролю. Несмотря на ухудшающиеся внешние условия, согласно прогнозам, темпы экономического роста в 2013-2014 годах превысят 7%, чему будет способствовать крупномасштабная государственная программа инвестиций в модернизацию.

Официальные органы прогнозируют более высокие темпы роста ВВП в 2013 года на уровне 8%. Это обусловлено оценкой официальных органов возможного ограниченного влияния внешних условий на экономику Узбекистана и мерами, которые запланированы на случай непредвиденных обстоятельств и направлены на смягчение этого отрицательного влияния. Профицит по счету текущих операций в 2013 года, как ожидается, составит 3% от ВВП (выше достигнутого в 2012 году профицита в размере 2,2%). Проект бюджета на 2014 год предусматривает дефицит в размере 1% от ВВП в целях поддержки экономического роста. Если экономическая политика в 2014 году не изменится, то, согласно прогнозам, инфляция останется на текущем уровне.

Более существенное, чем ожидалось, замедление темпов роста в развивающихся странах и связанное с этим сокращение экспорта и притоков по счету текущих операций являются основными факторами риска ухудшения экономической ситуации в перспективе. Тем не менее, влияние таких факторов на экономику Узбекистана представляется ограниченным, учитывая устойчивость налогово-бюджетной сферы и значительные валютные резервы.

В перспективе одним из основных приоритетов макроэкономической политики остается снижение темпов инфляции. Устойчивое снижение темпов инфляции до уровня однозначных показателей потребует координации усилий по проведению денежно-кредитной, налогово-бюджетной и валютной политики. Официальным органам следует проводить более жесткую денежно-кредитную политику, избегать ослабления налогово-бюджетной политики, а также повысить гибкость обменного курса. В случае материализации рисков, влекущих за собой ухудшение экономической ситуации, следует пойти на меньшее ужесточение денежно-кредитной политики.

Официальным органам следует воспользоваться преимуществами текущей сильной экономической позиции для ускорения реформ, направленных на повышение производительности труда, стимулирование экономической диверсификации и укрепление конкурентоспособности при обеспечении устойчивого и инклюзивного роста. Положительной оценки заслуживает недавно принятый пакет мер по упрощению нормативной базы, регулирующей внешнеторговую деятельность и сокращение требований к таможенному контролю, лицензированию и получению разрешений. Достижение успехов в улучшении делового климата и системы государственного управления зависит от решительной практической реализации официальными органами указанных мер в соответствии с планами.

Положительной оценки также заслуживает достигнутый недавно прогресс по укреплению составляемой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой статистики. Миссия призывает официальные органы открыть страницу Республики Узбекистан в публикации МВФ „Международная финансовая статистика“, разместить данные по бюджетно-налоговой сфер в „Ежегоднике МВФ по статистике государственных финансов“, а также продолжить активную работу по участию в Общей системе распространения данных. Мы также призываем официальные органы обеспечить дальнейшее развитие макроэкономической статистики с упором на статистику реального сектора (национальные счета и цены) и внешнего сектора. МВФ готов оказать содействие официальным органам в совершенствовании качества составляемых макроэкономических данных и их распространении.

Миссия хотела бы выразить благодарность официальным органам Республики Узбекистан за сотрудничество, продуктивный диалог и теплое гостеприимство».