Приказом министра труда и социальной защиты населения утверждено Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автотранспортных средств. Документ разработан в соответствии с постановлением Кабинета Министров «О дальнейшем совершенствовании нормативно-правовой базы по охране труда» (от 20.07.2010 года), сообщает Norma.uz.

Под действие положения подпадают юридические и физические лица, занимающиеся на коммерческой основе городскими, пригородными, междугородными и межобластными-междугородными перевозками пассажиров, багажа и грузов, и имеющие на это лицензию.

В соответствии с Трудовым кодексом Узбекистана нормальная продолжительность рабочего времени водителя (как и всех других работников) не может превышать 40 часов в неделю. При 6-дневной рабочей неделе ежедневно водитель может работать не более 7 часов, а при 5-дневной рабочей неделе — не более 8 часов. Продолжительность ежедневной работы (смены) накануне праздничных (нерабочих) дней уменьшается для всех водителей не менее чем на 1 час.

Ночным временем работы для водителей считается время с 22:00 до 6:00. Продолжительность работы в ночное время сокращается на 1 час с соответствующим сокращением продолжительности рабочей недели, если не менее половины установленной для водителя времени ежедневной работы (смены) приходится на ночное время. Длительность ночной работы уравнивается с дневной в тех случаях, когда это необходимо по условиям производства. В частности, в непрерывных производствах, а также на сменных работах при 6-дневной рабочей неделе с одним выходным днем.

Документом также предусмотрен суммированный учет рабочего времени при условии, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала нормального числа рабочих часов. При этом учетный период не должен быть более 1 года, а продолжительность ежедневной работы (смены) — свыше 12 часов.

Период управления автотранспортом в течение суток не должен превышать 9 часов. В случаях когда при междугородных перевозках предусмотрено нахождение водителя за рулем свыше 12 часов, на рейс должны выйти два водителя и автотранспорт должен быть оборудован местом для отдыха.

Помимо этого, предусмотрена возможность применения сверхурочных работ с согласия водителя.

Кроме времени движения определены периоды времени, которые также входят в рабочее время. К ним, в частности, относятся время для предрейсового медосмотра (до 5 минут), время простоя не по вине водителя, время для выполнения работ до выхода на линию или после возвращения с линии и т. п.

При междугородных перевозках после непрерывного управления автотранспортом в течение полутора часов водитель должен остановиться на 15 минут, чтобы отдохнуть. Если же водитель провел за рулем 4,5 часа, он имеет право на 45-минутный перерыв.

Положением установлено, что графики смен для водителей, занятых перевозками в технологическом процессе промышленных, строительных, сельскохозяйственных и других организаций, должны соответствовать сменным графикам работ на обслуживаемых объектах.

Документом регламентировано и время отдыха водителей — один раз в неделю им положено отдыхать непрерывно не менее 42 часов. А если водитель занят междугородными перевозками продолжительностью свыше одной недели и в этот период у него отсутствует возможность использовать выходной день, то после возвращения в основное место работы ему предоставляется выходной день (отгул).

По общему правилу работа в праздничные (нерабочие) дни запрещается. Привлечение водителей к работе в эти дни по распоряжению работодателя допускается лишь в исключительных случаях по основаниям и в порядке, предусмотренным Трудовым кодексом. В праздничные (нерабочие) дни допускаются работы, приостановка которых невозможна по производственно-техническим и иным условиям работы, вызываемые необходимостью обслуживания населения, а также неотложные погрузочно-разгрузочные работы. Работа в выходные (нерабочие) дни оплачивается не ниже чем в двойном размере. Очередность предоставления водителям ежегодных отпусков определяется графиком, утверждаемым до начала календарного года перевозчиком по согласованию с профсоюзным комитетом или иным представительным органом работников.

Учет рабочего времени водителей производится на основании табелей, путевых листов, листов учета билетов и документов, подтверждающих их рабочее время. Рабочее время водителей, перевозящих пассажиров по межобластным-междугородным маршрутам, учитывается по показаниям контрольных приборов (тахографов).

Приказ вступил в силу с 16 сентября 2013 года.