Постановлением Госкомстата (зарегистрировано Минюстом 17 июля) утверждено Положение о порядке представления государственной статистической отчетности в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи, сообщает Norma.uz.

Установлено, что юридическое лицо представляет статистическую отчетность в электронной форме по своему усмотрению. Респонденты, представляющие электронную статотчетность, освобождены от обязанности представлять ее в бумажной форме, поскольку она имеет одинаковую юридическую силу с бумажной формой. Для респондентов, не представляющих статотчетность в электронном виде, сохраняется действующий порядок представления статотчетности на бумаге.

Документ запрещает органам статистики требовать представления электронной статотчетности чаще установленной периодичности. Кроме того, когда необходима бумажная форма электронной статотчетности, орган статистики сам должен изготовить ее бумажную копию с указанием соответствующих реквизитов, времени и даты изготовления. Бумажная форма подписывается руководителем данного органа статистики.

Согласно документу респондентам через официальный сайт Госкомстата бесплатно предоставляются специальное программное обеспечение и электронные образцы по внесению, обработке, проверке, отправке и хранению статотчетности. В случае внесения в формы статотчетности изменений Госкомстат вносит их в электронные образцы на своем сайте. При этом респондент должен пользоваться измененными электронными образцами.

Для представления электронной статотчетности респондент на своем персональном компьютере самостоятельно устанавливает специальное программное обеспечение и затем с его помощью устанавливает необходимые ему электронные образцы статотчетности. При отправке статотчетности в электронной форме респондент должен использовать электронную цифровую подпись (ЭЦП), выданную Центром регистрации ключей ЭЦП Научно-информационного центра новейших технологий при ГНК.

Принимая от респондента электронную статотчетность, Система по сбору электронных статотчетов через сеть интернет автоматически регистрирует его электронный адрес. Однако регистрация системой электронного адреса респондента не обязывает его представлять статотчетность только в электронной форме.

После отправки респондентом электронного статотчета ему через систему приходит электронное сообщение о получении отчета и сроке рассмотрения. Сообщение о получении не означает, что статотчет принят органом статистики.

Не позднее срока, указанного в сообщении, респондент получает справку — если статотчетность, поступившая для обработки, успешно прошла системы контроля органа статистики и в статданных отсутствуют нарушения, либо иказание — если выявлены нарушения в статотчетности.

Если респондент устраняет ошибки и несоответствия в статотчетности в срок, установленный в указании, либо он после отправки статотчетности сам обнаружил ошибки и несоответствия в ней и до окончания срока обработки отправил исправленный вариант статотчетности, то это не считается нарушением порядка представления статотчетности. Если же респондент просрочил повторную отправку, тогда к его должностному лицу применяются меры административного взыскания.

В случаях, когда невозможно устранить несоответствия в статотчетности, респондент повторно отправляет уже представленную статотчетность с объяснением причин несоответствий. В подобных ситуациях орган статистики отправляет респонденту справку и решает вопрос о привлечении его к ответственности.

Статотчетность считается принятой при наличии у респондента справки, а время и дата, указанные в ней, считаются сроком сдачи статотчета.

Если респондент по техническим причинам не получил электронное сообщение, справку или указание, он уведомляет об этом орган статистики по месту своего нахождения. После этого в течение восьми часов орган статистики совместно с респондентом выявляет причины неполучения респондентом предусмотренных электронных документов и устраняет выявленные причины этого.