В последнее время участились случаи обращения потребителей в Госкомконкуренции и его территориальные органы по срывам поставок природного газа, необоснованным требованиям и действиям газоснабжающих организаций, в основном по начислению абонентам задолженности за потребляемый природный газ по причине не осуществления потребителями поверки газового счетчика.

В целях упорядочения процедуры проведения плановых поверок счетчиков газа населения 28 декабря 2009 года акционерной компанией «Узтрансгаз» было принято распоряжение №846-ф. Согласно данному распоряжению руководители межрегиональных унитарных предприятий и управлений по координации деятельности городских и районных филиалов должны:

— проводить массовое оповещение населения о необходимости проведения плановой поверки газовых счетчиков;
— направлять абоненту письменное уведомление за семь дней вперед об истечении срока государственной поверки газового счетчика;
— осуществить расчет за использованный газ с абонентом согласно установленного тарифа по нормативу на время снятия счетчика на поверку.

Следует отметить, что в течение пяти рабочих дней после уведомления представитель районных филиалов обязаны снять счетчик с составлением акта и передать его абоненту для проведения поверки (снимать и устанавливать имеет право только представитель районного филиала).

Кроме того, представители районных филиалов обязаны в течение двух суток установить счетчик по заявлению абонента. При этом абонент за свой счет оплачивает расходы поверки и ремонт газового счетчика в специализированных метрологических лабораториях и представляет в районный филиал копию подтверждающего документа, выданного лабораторией, и заявления на установку счетчика.

Несмотря на данные требования, поставщиками газа оповещение абонентов о необходимости поверки счетчика не осуществляется и автоматически начисляется задолженность по оплате за потребляемый газ по усредненному тарифу (по нормативу), якобы по причине не проведения абонентами поверки газового счетчика в установленный срок.

Например, было рассмотрено обращение жителей Мирзо-Улугбекского района Ташкента С. Байкобилова и Н. Келдиярова по вопросу необоснованного начисления задолженности, которая образовалась в результате несвоевременной поверки прибора учета газа. По результатам разбирательства при участии «Тошкентшахаргаз» был произведен перерасчет начисленной задолженности за неоказанные услуги в размере 1,9 млн сумов.

Такая же ситуация была установлена при изучении обращения в Госкомитет жительницы Сергелийского района Л. Киселевой, в результате ей был произведен перерасчет начисленной незаконной задолженности на сумму 615 тысяч сумов.

Вышеуказанные действия являются нарушением статьи 16 закона «О естественных монополиях», где запрещаются действия, ведущие к получению доходов за счет взимания с потребителей платы, не учтенной в установленных тарифах.

Кроме того, нарушается статья 10 закона «О конкуренции» путем навязывания условий, не относящихся к предмету договора, включая необоснованные требования передачи финансовых средств.

В связи с нарушением законодательства о конкуренции и о естественных монополиях Госкомконкуренции было возбуждено дело в отношении унитарного предприятия «Тошкентгазтаъминот» и выдано предписание.

Согласно документу, унитарному предприятию предписано обеспечить выполнение обязанностей по осуществлению уведомления потребителей (с получением подтверждения) об истечении срока государственной поверки газового счетчика в установленном порядке и прекращение начисления и взимания необоснованной задолженности, рассчитываемой в связи с просроченным сроком поверок приборов учета газа без направления письменного уведомления потребителей.

Следует отметить, что начисление необоснованной задолженности, рассчитываемой в связи с просроченным сроком поверок приборов учета газа, без направления письменного уведомления потребителей является незаконным.

Незаконным также является начисление задолженности в случае, если потребитель не представил в районный филиал копию подтверждающего документа, выданного лабораторией, о проведении поверки.

Если же при поверке устанавливается, что счетчик работал с погрешностями, это не является основанием для начисления задолженности по нормативу.

В целях защиты прав потребителей по всей республике установлены баннеры, пропагандирующие законодательство о защите прав потребителей, и работают телефоны доверия территориальных органов Госкомконкуренции.

Для оперативного решения проблем во всех городских и районных филиалах газоснабжающих организаций введены дни приема потребителей с участием представителей Госкомконкуренции.

На приемах потребители природного газа могут обращаться напрямую к представителям Госкомконкуренции по вопросам ущемления их законных прав со стороны районных филиалов и решить на месте все вопросы.

Телефоны доверия Госкомконкуренции

Республика Каракалпакстан — (361) 222-30-11 
Андижанская область — (374) 223-57-00 
Бухарская область — (365) 223-70-48 
Джизакская область — (372) 226-10-01 
Кашкадарьинская область — (375) 225-24-02 
Навоийская область — (436) 224-77-41 
Наманганская область — (369) 233-54-34 
Самаркандская область — (366) 233-31-33 
Сурхандарьинская область — (376) 223-63-25 
Сырдарьинская область — (367) 226-37-00 
Ташкентская область — (371) 268-22-43 
Ферганская область — (373) 224-08-25 
Хорезмская область — (362) 226-30-93 
Город Ташкент — (371) 233-09-39 

Источник: Potrebitel.uz