В Узбекистане запущен Единый портал интерактивных государственных услуг. Презентация портала, доступного по адресу my.gov.uz, состоялась в Ташкенте 1 июля — именно эта дата была определена для запуска портала постановлением правительства от 30 декабря прошлого года.

Представляя портал, заместитель председателя Государственного комитета связи, информатизации и телекоммуникационных технологий Шерзод Шерматов (на фото слева) подчеркнул, что основной целью ресурса является упрощение взаимодействия населения и бизнеса с государственными органами и поднятие качества государственных услуг на новый уровень.

На портале, работающем в тестовом режиме, пока доступно более 40 государственных услуг, большинство из них частично автоматизированы. Среди таких услуг — подача заявлений на получение различных лицензий и разрешений, услуг страхования, прием ребенка в дошкольное образовательное учреждение и другие. На очереди — другие востребованные услуги, такие как получение справок, проверка состояния счетов коммунальных услуг, подключение к телефону и другие.

«Граждане Республики Узбекистан имеют право обращаться в государственные органы с заявлениями, предложениями и жалобами». Закон «Об обращениях граждан».

Одной из главных функций портала является возможность подачи обращений в один или сразу несколько госорганов. Такая возможность была и раньше — обращаться в госорганы можно через их вебсайты. Однако отвечать или не отвечать на обращение или жалобу, каждый госорган решал сам. С запуском единого портала у правительства появился механизм централизованного мониторинга обращений и ответов на них.

«Все обращения через портал находятся на постоянном контроле Кабинета Министров, — сказал Шерзод Шерматов. — Появилась возможность отслеживать не только количество обращений, но и работу ведомств в целом, видеть, в каких госорганах больше жалоб, кто использует отписки и кто действительно работает над исправлением недостатков. Важно, что будет учитываться уровень удовлетворенности населения ответами госорганов».

Важной частью работы портала госуслуг станет единый бесплатный call-центр, связаться с которым можно по телефону (8-800) 200-18-18 из любого региона Узбекистана. Несмотря на развитие интернета, телефон остается самым удобным способом получения информации, особенно для людей старшего возраста и тех, у кого нет интернет-доступа, пояснил Шерзод Шерматов.

«Обращения граждан вносятся в устной либо письменной форме. Устные и письменные обращения граждан имеют равное значение». Закон «Об обращениях граждан».

Если на первом этапе по телефону call-центра можно будет получить информацию о госорганах, доступных госуслугах, днях приема граждан и так далее, то уже в скором будущем появится возможность записи на прием и подачи обращений в нужный госорган. Ответ можно будет получить по телефону, в письменном виде или по электронной почте.

«Максимальная простота и удобство — такими были главные критерии при создании портала, — сообщил Гайратходжа Сайдалиев (на фото слева), заместитель директора Центра UZINFOCOM, который занимается разработкой и поддержкой портала. — На сайте специально использован крупный шрифт, структура максимально продумана и упрощена».

Единый портал работает на двух языках — узбекском (латиница) и русском. Все доступные услуги для удобства сгруппированы по сферам (всего их 20). Кроме того, найти нужную услугу можно по конкретной организации или с помощью поиска по ключевым словам.

Помимо оказания госуслуг на портале размещена подробная информация о каждой госуслуге (какой орган ее оказывает, какие нужны документы, сроки оказания и стоимость) и о каждом госоргане (контакты, функции и задачи, дни приема граждан). Как отметил Гайратходжа Сайдалиев, сейчас ведется работа над добавлением функционала онлайн-записи на прием к руководителями госорганов.

Для подачи обращения и пользования другими интерактивными услугами на портале необходима регистрация (по закону анонимные обращения рассмотрению не подлежат). Для регистрации используется популярный сервис идентификации ID.uz, также разработанный Центром UZINFOCOM и используемый сегодня на большом количестве отечественных интернет-ресурсов.

Сам процесс подачи обращений максимально упрощен. Все, что нужно сделать пользователю — выбрать нужный госорган (до пяти госорганов), указать сферу и написать свое обращение. При необходимости обращение можно сохранить в черновиках и отправить позже. На портале можно отслеживать статус своих обращений — получены ли они, на какой стадии находится их рассмотрение и так далее.

Портал снабжен модулем статистики, на котором можно отслеживать количество поступивших, рассматриваемых и закрытых заявок. На сайте также собраны ответы на часто задаваемые вопросы, чтобы граждане не тратили время и могли получить нужную информацию быстрее.

На презентации также была представлена система онлайн-оплаты за услуги городской телефонной связи, интернета и цифрового ТВ, оказываемые компанией «Узбектелеком». В будущем оплачивать государственные пошлины и другие сборы можно будет в режиме онлайн прямо на портале госуслуг.

Гайратходжа Сайдалиев подчеркнул, что портал будет постоянно развиваться и становиться удобнее для пользования, на нем регулярно будут появляться новые услуги. Начата разработка приложений, с помощью которых можно будет пользоваться порталом с мобильных устройств. Он призвал пользователей присылать замечания и предложения по работе портала и улучшению оказываемых госуслуг.

Открытие Единого портала интерактивных госуслуг стало важным шагом на пути формирования в Узбекистане системы «Электронное правительство». На создание четко и безукоризненно работающей системы интерактивных госууслуг потребуются годы, отметил Шерзод Шерматов. Многое зависит в том числе от готовности самих госорганов к работе в новых условиях, ведь для этого придется кардинально пересмотреть ряд внутренних процессов. Однако в конечном итоге все это будут способствовать улучшению качества оказываемых населению и бизнесу государственных услуг.