Законодательная палата Олий Мажлиса рассмотрела отчет Кабинета Министров по исполнению Государственного бюджета Республики Узбекистан за 2012 год. С докладом по этому вопросу выступил первый заместитель Премьер-министра, министр финансов Рустам Азимов, сообщила информационная служба нижней палаты парламента.

В докладе отмечалось, что по итогам прошлого года прирост валового внутреннего продукта страны составил 8,2%, объемов производства промышленной продукции — 7,7%, сельского хозяйства — 7%, розничного товарооборота — 13,9%. Прирост объемов экспорта составил 11,6%, обеспечен рост золотовалютных резервов страны.

Большое внимание в минувшем году уделено проведению активной инвестиционной политики, направленной на ускорение модернизации, техническое и технологическое перевооружение действующих и создание новых, современных и высокотехнологичных производств, реализацию программы дальнейшего улучшения обеспечения сельских населенных пунктов чистой питьевой водой, их благоустройства, охрану окружающей среды.

В прошлом году завершена реализация 205 крупных инвестиционных проектов. За счет эффективного использования инвестиций, реализации Программы локализации продукции укреплена доходная база бюджета. Поступления от налога на добавленную стоимость по произведенной в стране продукции увеличились на 17,2%, что является одним из важных результатов политики диверсификации и модернизации экономики.

В центре внимания правительства в минувшем году находились вопросы развития социальной сферы и неуклонного повышения доходов и уровня жизни населения страны. В 2012 году заработная плата работников бюджетных организаций, пенсии, пособия и стипендии возросли на 26,5%.

Государственный бюджет исполнен с профицитом в 0,4% к ВВП, а уровень инфляции не превысил установленных прогнозных показателей.

Было также отмечено, что в отчетный период основное внимание было уделено финансированию социальной сферы — развитию сферы образования, здравоохранения, целевой и адресной социальной поддержке населения.

В последовавших прениях члены фракции УзЛиДеП подчеркнули, что важнейшими задачами повышения конкурентоспособности экономики являются формирование максимально благоприятной деловой среды для развития малого бизнеса и частного предпринимательства, повышение инвестиционной привлекательности страны.

Снижение с 2012 года ставки единого налогового платежа для субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства в сфере промышленности с 6% до 5% привело к росту доходов малых предприятий и микрофирм расчетно на 100 млрд сумов. Доля малого бизнеса и частного предпринимательства в ВВП страны повысилась с 54% в 2011 году до 54,6% в 2012 году, поступления в бюджет от их деятельности возросли на 22,5%, при этом создано свыше 485 тысяч рабочих мест.

Проведение активной инвестиционной политики позволило освоить в 2012 году капитальные вложения за счет всех источников финансирования на сумму свыше 11,7 млрд долларов. Это на 14% больше, чем в 2011 году. Доля инвестиций в ВВП составила 22,9%, что свидетельствует о высокой активности инвестиционного процесса в стране. В реальный сектор экономики привлечено иностранных инвестиций в объеме почти 2,5 млрд долларов США, из которых 79% составляют прямые иностранные инвестиции.

Вместе с тем члены фракции УзЛиДеП отметили, что дальнейшему повышению конкурентоспособности субъектов предпринимательства могли бы в значительной мере содействовать разработка и реализация программ технической и технологической модернизации предприятий малого бизнеса, наподобие реализуемых инвестиционных проектов, а также последовательное внедрение системы «единого окна» в процессе экспорта товаров и услуг.

Депутаты от фракции НДПУ при рассмотрении исполнения Государственного бюджета особое внимание уделили вопросам реализации Программы создания рабочих мест и обеспечения занятости населения, дальнейшего развития социальной сферы. За счет реализации комплексной программы мер в 2012 году было создано около 1 миллиона новых рабочих мест, из них примерно 62% в сельской местности. При этом только за счет расширения всех форм надомного труда создано 218 тысяч рабочих мест. Учитывая внедрение в стране новой формы бизнеса — семейного предпринимательства, можно отметить имеющийся большой потенциал для создания новых рабочих мест за счет его развития.

Члены фракции НДПУ подчеркнули, что в 2012 году особое внимание было уделено трудоустройству выпускников профессиональных колледжей. Обеспечено трудоустройство свыше 450 тысяч окончивших колледжи, при этом 43% выпускников трудоустроены на предприятиях, где они проходили производственную практику. За счет средств Государственного фонда содействия обеспечению занятости в отчетный период продолжена работа по переподготовке безработных, привлечению их к оплачиваемым общественным работам.

Особо отмечена социальная направленность Государственного бюджета, в котором расходы на социальную сферу и социальную поддержку населения в 2012 году составили около 60%. Значительные средства были направлены на содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, науки и в другие сферы. Реконструировано 189 общеобразовательных школ на 62,3 тысячи ученических мест, осуществлен капитальный ремонт в 161 школе, реконструировано 70 профессиональных колледжей. Завершено строительство новых профессиональных колледжей и их филиалов. За 2012/2013 учебный год в стране полностью обеспечен переход на 12-летнее обязательное образование.

Члены фракции остановились и на вопросах социального обеспечения людей, нуждающихся в социальной поддержке. В течение 2012 года расходы на эти цели превысили 86,9 млрд сумов.

Фракция НДПУ подчеркнула важность дальнейшего повышения эффективности использования бюджетных средств. Необходим переход к системе оценки социальной эффективности использования средств бюджета, то есть нужно давать оценку не тому, сколько и на что потрачено, а к каким качественным изменениям привело использование средств, направляемых в социальную сферу.

По мнению фракции, особое внимание необходимо уделять целевому использованию средств, выделенных для социальной поддержки населения, включая средства Внебюджетного пенсионного фонда и Государственного фонда содействия обеспечению занятости, обеспечению открытости и прозрачности использования средств местных бюджетов, улучшению адресной поддержки социально уязвимых слоев населения, усилению системы общественного контроля в этой сфере. В частности, целесообразно развить сеть «телефонов доверия» в финансовой системе, которая позволяла бы предупредить нецелевое использование бюджетных средств, особенно на местах.

Депутаты от фракции партии «Миллий тикланиш» обратили внимание на то, что, несмотря на продолжающийся мировой финансово-экономический кризис, предпринимаемые меры по поддержке национальных товаропроизводителей способствовали обеспечению высоких темпов роста экономики. Свидетельством тому является показатель производства импортозамещающей продукции, который в 2012 году составил 4,6 млрд долларов, что соответственно привело к росту валютных резервов, укреплению экономического суверенитета, обеспечению экономической безопасности как основного фактора повышения жизненного уровня населения.

Членами фракции отмечена необходимость углубления процессов локализации на основе предоставления дополнительных стимулов национальным товаропроизводителям, содействия появлению национальных брендов в сфере потребительских товаров и услуг, в первую очередь бренда «Сделано в Узбекистане», их системного продвижения на мировые рынки, повышения эффективности борьбы с контрабандой товаров. В целом проведение активной внешнеэкономической деятельности будет способствовать дальнейшему укреплению доходной части Государственного бюджета и соответственно увеличению его расходов.

Члены фракции партии «Адолат» при анализе исполнения Государственного бюджета сделали упор на приоритеты своей предвыборной программы, в частности, на дальнейшее развитие системы здравоохранения. В отчетном периоде на развитие здравоохранения было направлено 3,024 трлн сумов или 24,6% от расходов на социальную сферу. Для дальнейшего укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения из средств Фонда реконструкции, капитального ремонта и оснащения образовательных и медицинских учреждений свыше 255 млрд сумов направлены на строительство и реконструкцию 151 медицинского учреждения. Это позволило ввести в эксплуатацию дополнительно 8000 больничных коек и амбулаторно-поликлинических объектов на 12 тысяч посещений в смену. На оснащение медицинских учреждений современным диагностическим и лечебным оборудованием было выделено из средств фонда более 8 млрд сумов.

Депутатская группа от Экологического движения Узбекистана отметила, что в 2012 году на охрану окружающей среды расходы Государственного бюджета составили 83,5 млрд сумов. В рамках улучшения обеспечения питьевой водой сельских населенных пунктов на строительство в них системы обеспечения питьевой водой выделено 110 млрд сумов или на 67,4% больше, чем в 2011 году. В соответствии с Государственной программой мелиоративного улучшения орошаемых земель на период 2008-2012 годы за счет специального фонда 202,7 млрд сумов израсходовано на реализацию мероприятий по улучшению мелиоративного состояния посевных земельных площадей.

Вместе с тем депутатская группа от Экологического движения Узбекистана подчеркнула необходимость выделения бюджетных средств на решение ряда вопросов, касающихся обращения с отходами, ремонта и реконструкции канализационных систем и очистных сооружений, ведения кадастров объектов животного и растительного мира. Также была подчеркнута важность совершенствования Национальной стратегии и Плана действий по сохранению биоразнообразия в соответствии с целями обеспечения экологической устойчивости.

Депутатской группой было обращено особое внимание на повышение ответственности соответствующих государственных структур в части целевого использования бюджетных средств, выделяемых для охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

В ходе заседания депутаты Законодательно палаты высказали мнение о важности дальнейшего усиления и повышения эффективности контроля за соблюдением бюджетной дисциплины. Правительству было предложено особо обратить внимание на факторы, отрицательно влияющие на качественное исполнение доходной части бюджета, в частности, на недоимку по налогам и другим обязательным платежам, состояние дебиторской и кредиторской задолженности.

После обсуждений Законодательная палата Олий Мажлиса утвердила отчет об исполнении Государственного бюджета Республики Узбекистан за 2012 год.