Что инновационного может предложить молодежь для решения социальных вопросов? Ответом на это стали специальный конкурс и тренинг по управлению проектами, организованные 8-12 апреля в Ташкенте, сообщает НИА «Туркистон-пресс».

Именно молодым свойственно неординарно подходить к решению многих вопросов. Учитывая это, Программа развития ООН совместно с Программой добровольцев ООН реализует проект «Социальные инновации и волонтерство в Узбекистане», которая направлена на развитие потенциала молодежи.

Данным проектом совместно с Фондом ООН в области народонаселения и Центром молодежных инициатив «Келажак овози» в феврале был объявлен конкурс для молодежи, которая могла предоставить на мини-гранты свои проектные предложения. Направлены они должны быть на решение вопросов в сфере репродуктивного здоровья, профилактики ВИЧ, окружающей среды, образования и других Целей развития тысячелетия (ЦРТ).

Сущность социальных инноваций — в разработке новых творческих решений для существующих проблем в обществе.

Идея социальных инноваций становится все более популярной во всем мире. Их сущность заключается в разработке новых творческих решений для существующих проблем в обществе. Говоря коротко, социальные инновации должны соответствовать трем главным критериям: иметь новизну, быть направленными на общественные нужды и побуждать к сотрудничеству между людьми.

Что предложили в виде социальных инноваций молодые участники данного конкурса, рекомендованные как лучшие к участию в семинаре?

Студент Государственного института искусств и культуры Узбекистана Олег Чаплыгин озабочен тем, как научить детей не загрязнять свои дворы и следить за их чистотой.

«Не секрет, что даже в столице в жилых районах можно увидеть пакеты с мусором, которые кто-то не донес до урн, до специально отведенных для этого мест, — поделился участник семинара в интервью. — Видящие это дети рефлекторно могут повторять такую небрежность. Моя идея состоит в том, чтобы создать мультфильм на эту тему, где через игру, через интересных ребенку героев донести правильную модель поведения. Безусловно, сегодня этой теме уделяется немало внимания, в том числе и на наших телеканалах, но я как человек театра знаю немало единомышленников, это и будущие режиссеры, и художники, которые помогут сделать оригинальный и главное — запоминающийся детям анимационный фильм на волнующую меня тему».

Другой участник тренинга — студент Кокандского академического лицея №1 Фарух Ганиев озабочен отсутствием в Узбекистане собственных отечественных авторазработок при имеющейся базе производства автомобилей.

«Узбекистан является сегодня признанным лидером по производству автомобилей. Но мы сами не конструируем машины, мне бы хотелось, чтобы этот процесс начался, — рассказал Фарух. — Чтобы это реализовать, необходимо культивировать у молодежи любовь к таким направлениям, как проектирование и машиностроение. В связи с этим я хотел бы осуществить проект, которому дал емкое название „Конструктор“. Он направлен на то, чтобы дать необходимые знания молодежи от 15 до 25 лет в области машиностроения и конструирования. Провести для них тренинги, семинары, экскурсии и в конце организовать выставку, на которой они смогли бы представить свои технические достижения, опираясь на то, чему смогли научиться. В качестве основных партнеров в этом проекте я вижу активистов ЦМИ „Келажак овози“, а также местных технических специалистов».

Организовать дебаты разных форматов для обсуждения молодежью вопросов сохранения здоровья, в том числе профилактики ВИЧ/СПИДа, предложила выпускница факультета иностранных языков Андижанского госуниверситета Алия Салихова.

«Дебаты помогут молодежи овладеть нужной достоверной информацией, а также дадут возможность высказать собственные идеи по решению актуальных проблем, — считает Алия. — Инновационность подхода в том, что молодежь будет стараться именно сама решить проблемы, ведь интересные идеи есть у многих людей. Необходимо создать условия, чтобы они были услышаны. Как основу для этого я и выбрала дебаты разных форматов. Это и наш отечественный продукт — дискуссионный клуб „Диллема“, и американские парламентские дебаты, и сравнительно новый для нас продукт — британские парламентские дебаты, и дебаты Карла Поппера. То есть они разнообразные, но каждый из них поможет высказать человеку свою точку зрения».

По словам руководителя проекта «Социальные инновации и волонтерство в Узбекистане» Боходира Аюпова проекты практически всех 20 участников тренинга после доработки могут быть реализованы. На первом этапе в завершение тренинга отобрано 11 наиболее детально разработанных. Кроме финансовой поддержки, а каждый мини-грант рассчитан на сумму до 3 млн сумов, инициаторы инновационных социальных проектов научатся в процессе их осуществления главному — быть социально активными гражданами своей страны и работать в партнерстве со всеми заинтересованными сторонами.