11 апреля вступила в силу новая редакция закона «О безопасности дорожного движения». Соответствующий закон 10 апреля подписал Президент Узбекистана Ислам Каримов. Закон был принят Законодательной палатой Олий Мажлиса 7 ноября 2012 года и одобрен Сенатом 28 марта.

Действовавший до этого закон «О безопасности дорожного движения» был принят в августе 1999 года и состоял из 24 статей. Усовершенствованный закон содержит 31 статью.

Приоритет охраны жизни и здоровья

Закон дополнен новой статьей «Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения», которая устанавливает приоритет охраны жизни и здоровья граждан, защиты их прав и законных интересов, а также окружающей среды. Кроме того, предусматриваются принципы приоритетности мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения (БДД) и системности этой деятельности.

Участие граждан

Список прав и обязанностям участников дорожного движения дополнен нормой о праве обращаться в соответствующие органы с предложениями по изменению и установке дорожных знаков, разметок, светофоров, о состоянии дорожного покрытия и другими предложениями по вопросам обеспечения БДД.

Еще одно новшество в законе — норма об участии органов самоуправления граждан и негосударственных некоммерческих организаций в осуществлении мероприятий по обеспечению БДД.

Представители сходов граждан и общественные организации получили право вносить в органы государственной власти на местах, а также в специально уполномоченные госорганы предложения по осуществлению мероприятий и совершенствованию нормативно-правовых актов и нормативных документов в области БДД.

Кроме того, они наделены правом участвовать в мероприятиях по профилактике дорожно-транспортных происшествий и выработке органами государственной власти и управления решений в области БДД. Это, по мнению разработчиков закона, позволит значительно повысить эффективность мер по обеспечению безопасности дорожного движения.

Требования к состоянию дорог

В законе существенно переписаны нормы, касающиеся требований к состоянию автомобильных дорог. Статья «Требования к содержанию и ремонту дорог» теперь называется «Требования к проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог».

Согласно этой статье проектирование, строительство, реконструкция, ремонт и содержание дорог должны осуществляться в соответствии с требованиями нормативных документов в области БДД. Это соответствие устанавливается соответствующими органами.

Ответственность за соответствие дорог требованиям нормативных документов в области БДД на этапе проектирования возлагается законом на исполнителя проекта, а на этапах строительства и реконструкции — на исполнителя работ.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог требованиям нормативных документов в области БДД при их ремонте и содержании возложена на юридические и физические лица, в ведении которых эти дороги находятся.

Ущерб, причиненный участникам дорожного движения и транспортному средству по дорожным условиям вследствие невыполнения юридическими и физическими лицами, ведающими дорогами, возложенных на них обязанностей, подлежит возмещению ими в порядке, установленном законодательством.

Обустройство дорог объектами сервиса

Закон также дополнен статьей об обустройстве дорог объектами сервиса. Согласно этой статье юридические и физические лица, в ведении которых находятся дороги, должны принимать меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения этих объектов.

На них также возложена организация работы объектов сервиса в целях удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, предоставление участникам дорожного движения информации о наличии таких объектов и расположении ближайших учреждений здравоохранения и связи, а также информации о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.

Новые требования к транспортным компаниям

В законе конкретизированы основные требования к юридическим лицам, деятельность которых связана с эксплуатацией транспортных средств, причем этой деятельностью теперь не могут заниматься индивидуальные предприниматели. В список требований включены проведение анализа причин ДТП и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств, а также принятие мер по их предотвращению.

Предприятия, работающие в сфере эксплуатации транспортных средств, также обязаны проводить с привлечением работников учреждений здравоохранения медицинские осмотры водителей и мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в ДТП. Кроме того, они должны обеспечивать выполнение установленных законодательством обязанностей по страхованию гражданской ответственности.

Дополнительно предусмотрено, что юридические лица в зависимости от количества эксплуатируемых транспортных средств обязаны иметь службы или должности по обеспечению безопасности дорожного движения. Работники этих служб обязаны не реже одного раза в три года повышать свою квалификацию по специальным программам со сдачей квалификационного экзамена.

Финансирование всех указанных выше мероприятий осуществляется за счет средств работодателя и других разрешенных законодательством источников.

Отдельная статья вводит требование обучения, повышения квалификации, инструктирования и проверки знаний работников предприятий, чья деятельность связана с эксплуатацией транспортных средств, за счет работодателя. Работодатель также должен обеспечить проведение с водителями инструктажей по безопасности дорожного движения при приеме на работу, перед рейсами, а также внеочередных (специальных, сезонных и дополнительных) инструктажей.

В закон также включена статья о правах водителей, работающих по трудовому договору. Они, в частности, вправе на получение достоверной информации от работодателя о маршруте движения, перевозимом грузе, существующей угрозе для их жизни и здоровья, обеспечение средствами индивидуальной защиты и специальной одеждой.

Водители также имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с улучшением условий по обеспечению БДД, повышать квалификацию в области БДД, обжаловать неправомерные решения и действия (бездействие) работодателя в области обеспечения БДД и получить возмещение вреда, причиненного их здоровью при исполнении трудовых обязанностей.

Другие изменения

В новом законе исключена возможность самостоятельной подготовки граждан на получение права на управление мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами в объеме соответствующих программ.

Статья «Право на управление транспортными средствами» дополнена пунктом, согласно которому право на управление грузовыми автомобилями с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 тонны, предоставляется только лицам, достигшим возраста 18 лет.

В эту же статью включено дополнение о том, что на территории Узбекистана действуют национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие установленным требованиям.

Поправкой в статью «Организация безопасности дорожного движения» запрещено внесение изменений в организацию дорожного движения для повышения пропускной способности дорог или других целей за счет снижения уровня безопасности дорожного движения.

Закон также дополнен нормой, согласно которой транспортные средства, составные части их конструкций, запасные части и принадлежности должны соответствовать требованиям нормативных документов в области БДД и в случаях, предусмотренных законодательством, подлежат обязательной сертификации.